Previous Entry Share Next Entry
Эпоха «Красной Вены»
joeck_12
И архитектура "социальной утопии".

Эпоха «Красной Вены» длилась недолго - с 1919 по 1934 годы, но она изменила облик города и оставила после себя многочисленные памятники из камня и бетона, самый известный из которых - Карл-Маркс-Хоф (двор Карла Маркса) - самое длинное жилое здание в мире - почти 1,2 километра. Карл-Маркс-Хоф - часть муниципального жилого фонда Вены.


Карл-Маркс-Хоф (далее сокращено КМХ) со стороны метро:



Просто невозможно найти наземную точку, чтобы сфотографировать это гигантское здание по всей длине. КМХ простирается на несколько кварталов, «сквозь» него проходят четыре улицы.



КМХ состоит из нескольких примыкающих друг к другу жилых корпусов и нескольких внутренних дворов. В торце каждого двора находятся различные объекты инфраструктуры.



Немного истории....

В результате выборов в городской совет Вены в 1919 году к власти в городе пришли социал-демократы. И хотя вся остальная Австрия оставалась «черной» (под властью христианских-демократов), красные решили начать строительство социализма в одном отдельно взятом городе. Внимание: под «красными» подразумеваются социал-демократы, а не коммунисты (последние никогда не были у власти в Австрии).

Своей основной задачей социалисты считали улучшение жизни трудящихся слоев населения. К проектам в социальной сфере, которые были успешно осуществлены в эпоху «Красной Вены», относятся введение в Вене бесплатного медицинского обслуживания, создание сети детских садов, женских и детских консультаций, общественных спортивных сооружений, бань, приютов. В школах дополнительно были оборудованы медицинский пункт, столовая, при этом бесплатно раздавали молоко. Каждому новорожденному от муниципалитета выдавался пакет с пеленками, «чтобы больше ни одного венского ребенка не заворачивали в газеты».

Одной из самых приоритетных задачей социалистов было решение жилищной проблемы в городе. Ситуация с жильем после первой мировой войны приобрела просто катастрофические размеры. Сотни тысяч венцев из бедных слоев ютились в переполненных доходных домах, часто в антисанитарных условиях. Туберкулез был самым обычным делом и назывался в народе «венской болезнью».

Ситуация отягощалась еще и тем, что в город хлынули массы беженцев из бывших регионов Австро-Венгрии (как мы помним, в 1918 некогда занимавшая пол Европы Австрия территориально "сжалась" до теперешних размеров). Люди ютились в бараках, подвалах...

Социалисты не стали уплотнять или выселять буржуев из их домов и квартир. Они решили построить «идеальные дома» для рабочих. Чтобы собрать средства на строительство, «красные» власти ввели ввели дополнительный налог, так называемый «налог на роскошь». К элементам роскоши относилось наличие прислуги, собственного автомобиля, лошади для верховой езды, виллы, посещение дорогих ресторанов, кабаре, борделей, покупка мехов, икры, шампанского и др....Девиз тех лет был «Богатые должны платить!». Таких образом было собрано около 60% средств на социальные проекты.
.
Эпоха Красной Вены - это было время грандиозных строек по всему городу. Строительство обеспечило много рабочих мест. Всего за время Красной Вены было построено около 65 тыс муниципальных квартир и обеспечено жильем около четверти миллиона трудящихся венцев.

Эпоха «красной Вены» была свидетельством того, что диктатура пролетариата была возможна более-менее  демократическим путем.

Вся остальная Австрия с опаской посматривала в сторону Вены – на «очаг красной заразы» (что в конце концов закончилось гражданской войной 1934 года).

Строительство КМХ (самого известного здания той эпохи) продолжалось 3 года. На момент торжественного открытия здания в 1930 году в нем было 1392 квартиры для примерно 5500 жильцов. В настоящее время количество квартир в КМХ сократилось, потому что многие квартиры объединены - например, две в одну.

Вид на КМХ cверху – видна основная часть КМХ, но  без крайних корпусов:



Такая большая длина КМХ обусловлена в первую очередь формой земельного участка, который венский муниципалитет приобрел в собственность для застройки. Именно исходя из формы участка архитекор Эн осуществлял свой замысел.

КМХ в 1930 году:




Это был «город в городе», со своей инфраструкторой. В нем была прачечная, баня, 2 детских сада, кабинеты врачей, магазины, почта...

Один из двух детских садов в здании КМХ:



Магазины на первых этахаж с внешней стороны жилого комплекса:



КМХ производил впечатление средневековой крепости, которая своими гигантскими размерами символизировала триумф рабочего движения. Синие "трубы" вверху - это флагштоки для национальных флагов, которые вывешиваются на 1 Мая и День Независимости.



Прачечная самообслуживания во дворе КМХ:



Подьезд:



Пафосный стиль КМХ воплощает в себе некую идею коммуны, идеального дома для рабочего класса.

Средняя площадь квартиры составляла 40 кв м (самые большие квартиры имели площадь 60 кв м). Это две комнаты, кухня и туалет. Новшеством того времени было то, что кухня была вынесена в отдельное помещение. До этого в квартирах венской бедноты кухня была чаще всего в коридоре у самого входа и проветривалась через открытую входную дверь.

Ванные комнаты для каждой квартиры в изначальном варианте не были предусмотрены по финансовым причинам. Вместо них во дворе КМХ имелась общественная баня для жильцов с 60 душевыми кабинами и 20 ваннами.

Потом многие жильцы сами сделали себе душевые кабины в квартире. И только в ходе генерального санирования КМХ в 80х годах каждая квартира получила отдельную ванную комнату.

Плата за аренду муниципального жилья не должна была превышать 10% от дохода рабочего. В случае болезни или безработицы размер аренды значительно снижался.

Убирают листья во дворе:



Окна:






Один из внутренних дворов КМХ:



Другой внутренний двор:



Арка с воротами во двор:



Передний фасад со стороны:


Площадь перед главным фасадом КМХ носит название Площадь 12 февраля – в честь трагических событий 1934 года, когда в ходе гражданской войны сотни рабочих забаррикадировались в разных муниципальных жилых домах города, сражаясь с «черной» полицией и армией. Силы были неравные, почти все восставшие погибли или были казнены.
Мемориальная доска в память о тех трагических событиях.



Вот так выглядел КМХ после взятия его штурмом 12 февраля 1934 года .



Поражение в гражданской войне 1934 года ознаменовало собой конец эпохи Красной Вены. К власти пришла диктатура "сословного государства", которая представляла интересы буржуазии и землевладельцев. Эра «сословного государства» длилась 4 года – до 1938 года, когда к власти в Австрии пришли нацисты. При нацистах социальное жилье не строилось.

С приходом нацистов «неарийские» жильцы были выселены из КМХ и стали впоследствии жертвами Холокоста. Мемориальная доска в КМХ с их именами:



КМХ был переименован и получил свое название назад лишь в 1945 году. Программа социального строительства в городе была продолжена в 50-х годах и осуществляется до сих пор.


ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ЗДАНИЙ ЭПОХИ "КРАСНОЙ ВЕНЫ".


Вот еще один символ «красной Вены» - Ройманн-Хоф (двор Ройманна). Назван в честь Якоба Ройманна - мэра города эпохи «красной Вены».



Летом перед фасадом бьют фонтаны:








Внутренние дворы Ройманн-Хофа:









Подъезд (мне кажется, очень похоже на сталинские дома в центре Москвы):







Это стиль в архитектуре еще называют «архитектурой социальной утопии».

Разумеется, не все жилые дома времен «Красной Вены» обладают масштабами Карл-Маркс-Хофа и Ройманн-Хофа. Большинство домов из эпохи Красной Вены менее пафосные. Но площадь квартир и качество жилья во всех подобных домах примерно одинаковые. Это до сих пор часть фонда жилья от городского муниципалитета

Еще одно здание той эпохи (тоже с внутренними дворами и инфраструктурой внутри)



Многие здания эпохи Красной Вены несут в себе элементы югенд-стиля. И это неудивительно, ведь архитекторами этих зданий были ученики знаменитого Отто Вагнера, «знаменосца» этого стиля в арихектуре..






И напоследок тоже один домик из времен «Красной Вены», который мне очень нравится своим мистически-сказочным стилем и фресками.

Называется этот дом «Фогельвайдхоф» (двор Фогельвайде – по имени знаменитого менестреля в раннем среденевековье). В народе называется «Сказочный двор».

Арка с мозаичным полом:


На потолке арки множество фресок с сюжетами, воспевающими различные рабочие ремесла:



Внутренний двор:






Один из подъездов:



Вид снаружи. Дом подлежит ремонту, видна отвалившаяся местами штукатурка. Но это фото 2011 года, возможно, дом уже санировали.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account