Previous Entry Share Next Entry
Австрия. Музей крестьянского быта в Штюбинге.
joeck_12
Посетила музей под открытым небом Штюбинг (Stübing) близ Граца. В Австрии он по-моему самый большой. Также он причислен к 10 крупнейших музеев под открытым небом . Награжден “знаком качества музеев” организации UNESCO.
Я была и других подобных музеях в Австрии, но этот мне больше всего нравится.

Музей раскинулся на 2,5-3 километра вдоль живописной речки Мур.










Отличительная черта – все здания оригинальные, настоящие, не “новодел”. Все они относятся к 16-18 векам. Никакого “лубка”, подкрашивания, лакирования, намеренного приукрашивания и китча для туристов. Все сохранилось в том же состоянии, “как тогда”.



На территории музея постройки стоят отдельными группами по регионам - тирольская группа зданий, штирийская группа зданий, каринтская группа зданий и так далее...



Музей получил (или приобрел?) все дома от владельцев, которые собирались их сносить. Их разобрали по доскам, привезли на территорию музея и старательно собрали заново.

В каждый дом можно войти и собственными глазами увидеть мебель и предметы ежедневного употребления прежних эпох. В домах нет никакого экскурсовода, немного жутковато находиться там одной. Каждый объект имеет номер, на сайте музея есть история каждого объекта. Есть экскурсии по отдельным темам, а обзорной по всем домам нет. Это нереально, их там около 100. Пока зайдешь с группой в каждый дом, все расскажешь и покажешь - на это несколько суток надо.

Чувство реальности...Кажется, что ты зашел в неудобное время, хозяева отсутствуют, работают на поле, но скоро вернутся домой и начнут готовить еду, что-то мастерить...



Энергетика домов невероятная... Сколько поколений видели эти стены? Сколько судеб прошло перед ними? Немыми свидетелями каких событий или даже трагедий они были?







Некоторые жилые помещения темные и неуютные. Даже в солнечный день там мрачно. А некоторые очень красивые, с побеленными стенами - от этого в помещении светло и уютно. Насколько мне известно, белить стены в домах начали относительно недавно - лет 150-200 назад. Поэтому стены в старых домах - голые бревна/доски. Но наверняка еще зависело от финансового положения семьи, ведь уютность и красота стоили денег.

Маленькие окна были распространены, потому что стекло было дорогое, а также чтобы в доме тепло сохранялось. Но опять же - в домах победнее. Богачи имели деньги не только на стекла, но и на всякие витражи.




Сельская школа (примерно 1800 год). В конце 18-го века в Австрии императрицей Марией-Терезией было введено обязательное начальное образование для всех слоев населения обоих полов. Правда, в школу сельские дети ходили чаще зимой, когда работы по хозяйству было поменьше. А на образование девочек крестьяне смотрели вообще снисходительно - зачем оно ей? Научилась читать-писать и хватит. Это было в конце 18-го века. Но прошло еще немало десятилетий, прежде чем власти реально добились, чтобы действительно ВСЕ дети заканчивали начальную школу.

Учитель жил в боковушке при школе, а родители были ОБЯЗАНЫ снабжать его продуктами.

Слева умывальник, справа счеты. Из-за дороговизны бумажных тетрадей ученики писали мелом на индивидуальных грифельных досках, а потом стирали тряпкой.



На доске надпись "Anna ißt einen Apfel" шрифтом "куррент" (готический курсив), которому учили детей писать вплоть до середины 20-го века.

Дом из провинции Тироль (год постройки -1674):







Дом крестьянина из провинции Штирия (построен в 16 веке):














Дрова лежат сверху на "полке":





Маслобойка:



Допотопный пол  ужасного качества...



Дом придунайского региона (16 век):



Это дом и подворье зажиточного крестьянина.







На переднем плане видны детские ходунки:



Дом из Тироля (16 или 17 век):

Поля на территории музея чем-то засеяны:



Дом поближе:







"Прихожая":



Внутренний двор:



В это устройство впрягали какое-нибудь тягловое животное, которое ходило по кругу, таким образом перетирали орехи, ягоды и т.д...



Типичный дом из Штирии с зелеными ставнями (зеленый цвет это цвет земли Штирия, которую еще называют«зеленым сердцем Австрии» из-за многочисленности лесов):



В давние времена в альпийском регионе основным способом заготовки мяса было вяление. Вот эта 400-летняя печь предназначалась именно для этого.



А это печь для окуривания слив, абрикос, груш и др. Внизу огонь, вверху в деревянной части - дым.



Окуренные (сушеные) фрукты до сих пор используют для приготовления сладкого праздничного хлеба (что-то вроде пряников или коврижек).



Молотилка:



Печь для выпечки хлеба. Хлеб пекли раз недели в две и сразу много буханок. Конечно, на черствость хлеба двухнедельной давности никто не жаловался. Главное, чтобы вообще было что в рот положить.



Сеносушилка:



Зернохранилище. Зерно всегда хранили на высоте под крышей, чтобы грызуны и влажность не достали.




Сараи и другие с/х постройки :



Постройка на высоких “ногах” стояла в районе с риском затопления (мне кажется, это зернохранилище).








Кухни.

Трудно себе представить готовку в таких условиях:











Как бы меня ни привлекала старина и сельская жизнь, не хотела я бы жить в те времена в деревне. Работаешь целый день на износ, потом готовишь в таких условиях (и это еще если есть из чего!), стирать на всю ораву, ухаживать за скотиной, рожать каждые год-два, хоронить детей - а потом и самой в 40 лет отдать богу душу при родах десятого ребенка.

Спальни:



Эротическое белье:




Деревенская лавка 1900 года. Если бы не реклама, то было бы похоже на советское ”сельпо” (в его лучшие времена) – сковородка стоит рядом с башмаками.



Особенно мне нравится металлическая "винтажная" касса. Сейчас бутики, трактиры и магазины за такими гоняются.




Сначала подумала, это приспособление для самогоноварения.



Нет...Это так делали мази и лечебные притирки...В те времена мази делались на основе свиного жира – к нему добавляли лечебные травы или еще что-то...Потом все вместе как-то варили...


(продажа мазей)

Крыши из тростника... Для горных альпийских районов нетипично.... Но в восточных «равнинных» землях (Паннония), где много озер и тростника – в основном такие крыши и делали.



Дома из разных земель:











Свинарник:



Большие крестьянские дворы в Австрии не делились между детьми, а переходили от отца к старшему сыну. Они были не в состоянии вести хозяйство своими силами, поэтому нанимали батраков. Часто несколько. Нередко держали целую дюжину батраков обоих полов. У каждого батрака или батрачки была своя специализация - работа на поле, уход за скотиной, стирка, приготовление еды (отдельные поварихи для хозяев и батраков). Интересный факт - еще 100 лет назад в альпийских регионах до 30 % населения составляли наемные батраки.

Я нахожу тему батрачества очень интересной. Это целый ушедший мир. Это была отлаженная на протяжении веков система, в которой каждый знал свое место и которая начала разваливаться в начале 20-го века. Когда-нибудь разрожусь топиком из нескольких частей на тему батрачества в Австрии - будет не просто интересно, будет увлекательно! С фото и интересными фактами. Много сходства с явлением батрачества в Российской Империи, но и много различий - "трудовые книжки", система оплаты, иерархия и т.д...

Эта хижина - временное пристанище лесорубов в лесу. Маленькое отверстие вверху - часть импровизированной печи, дым идет вверх, и крыша не позволяет дождю погасить огонь.




Вдоль стен - лежанки лесорубов, в центре - место для приготовления пищи.



Профессия лесоруба была очень тяжелой, происходило много несчастных случаев. Поэтому эта работа оплачивалась неплохо, но к 40-45 годам они уже были больными и старыми и вынуждены были подыскивать себе другую более легкую работу. Кто не пил и не транжирил деньги, мог скопить хорошую сумму для приобретения домика.

Так делали древесный уголь (профессия угольщика практически канула в Лету). Поленья складывались горкой определенным образом, поджигались изнутри и долго-долго тлели, превращаясь в уголь.




Что-то из пчеловодства:



Мастерская по изготовлению веревок и канатов.



Забор без гвоздей.



Коврик:



“Объект   МЖ” (когда вы были последний раз в таком?):



Приспособление для резки капусты:



Кислая капуста была одним из основных продуктов питания крестьянского населения. Ее заготовляли огромными бочками, ели круглый год в разных сочетаниях. Причем бочки часто представляли собой целые "ванны" на добрую тонну капусты, вкопанные в землю.


Ремесла:





Ткацкий станок:



Кузница (печь с горном):



Мастерская бондаря:



Винный погреб с виноградным прессом:



Австрийское вино малоизвестно за пределами страны. Но в самой Австрии оно очень распространено. Виноград начали выращивать еще со времен римского завоевания.

Можно понаблюдать за традицонными ремеслами и выполнениями определенных операций. Согласно расписанию работают мастерские кузнеца, столяра, ткача, бондаря, гончара, мастерская по изготовлению конской упряжи и др. Можно поучаствовать в процессе вяления мяса, окуривания слив, выпечки хлеба, попрясть кудель, поплести веревки, изготовить деревянный "шифер" для обивки крыш, сварить мази и лекарства...

Не сумела обойти все 100 строений и заглянуть в них. Слишком много времени потребовалось бы на это. Не посетила баню (просто к корыте мылись), дом-прачечную, мастерскую самогоноварения. И приспособления, на котором делают масло из тыквенных семечек, не видела. А оно должно там быть! Штирия славится своим маслом из тыквенных семечек. Почему-то тыквы для семейек особенно хорошо растут там (может, почва такая?). Из тыкв готовят и пекут много чего, а также выжимают масло из семечек. "Штирийское масло из тыквенных семечек" это всемирно известная запатентованнная марка. Я долго не решалась его попробовать - цвет подозрительный. А потом мне очень понравился его вкус. Штирия известна своим маслом из тыквенных семечек, как Италия или Греция оливковым.




Продолжение


  • 1
Шикарно немцы жили...

Зажиточные крестьяне - да. Их батраки жили очень плохо. Большинство по крайней мере. По несколько человек в одной каморке. Все имущество в одном сундучке.
Раньше был какой-то закон в Австрии, по которому если у тебя не было хотя бы захудалого собственного жилья, ты не имел права создать семью. Как это контролировались, не знаю. А природа и молодые тела требовали свое... В сельской местности было много внебрачных детей. Батрачке чаще всего хозяева не разрешали оставлять ребенка при себе под угрозой увольнения. Кому нужна такая работница? Она была вынуждена отдавать своих внебрачных детей чужим людям, которые за регулярную плату смотрели за этими "нагулянными" детьми. Но смотрели без особой тщательности, поэтому эти дети часто погибали или умирали. А если выживали, им дорога была одна - тоже в батраки. К своей родной мать они, как правило, не испытывали никаких чувств, ведь она их не растила, она им чужая была. А мать заканчивала свои дни в доме призрения, которые по нашим меркам имели ужасные условия.
Отцы таких детей (обычно тоже батраки или хозяйские сыновья) самоустранялись от платы за детей. Типа я тут вообще не причем.
Но к концу 19 века все больше батраков и батрачек стали уходить в города, на промышленные стройки, на заводы и фабрики... Там было больше шансов на нормальную жизнь. Также младшие сыновья богатых крестьян уходили в города - ведь все наследовал старший брат, им нечего было ловить. Из этого слоя и образовался пролетариат в городах.

Еще лет десять назад моя бабка готовила точно в таких условиях, которым вы тут ужасаетесь. Только дом был гораздо хуже. А таких как на фото - во всем селе не было ни одного. Хотя люди всю жизнь пахали.

Отлично, коротко и ясно картина того общества.

В начале записи картинки обвалились, штук десять.

странно. У меня все видно.

на удивление - первые дома похожи на наши)))
Большое спасибо.
Очень интересно.
Молодец Мария-Терезия - общее начальное образование. Эх думаю Екатерине надо было так же сделать

Как в северной России огромные двухэтажные? Отчасти да, похожи.

как теперь в Кижах и Витославицах показаны

В моем детстве приспособление для резки капусты было такое же.
Вообще, очень интересно.


Спасибо. Очень интересно. Я много ездила по моравским подобным этнографическим музеям, и, конечно, дома и утварь похожи, одна ведь страна была. Но, например, такого шикарного большого дома из Тироля в Моравии не видела нигде. Очень интересная информация о батраках, буду ждать продолжения этой темы. Интересно, если Моравия входила в состав Австрийской империи, то и здесь действовали подобные законы? Я интересуюсь местным краеведением, но ни разу не встречала упоминания о бесправных батраках. Как-то создалось впечатление, что единственной объединяющей всех темой была борьба за независимость от Габсбургов и установление чешского языка в качестве государственного.
Кстати, в чешских школах до сих пор учат писать готическим курсивом. Я когда первый раз увидела, ничего не могла разобрать. Я решила, что это наследие Австрийской империи. А что, в Австрии пишут уже другим шрифтом?
Мне кажется, что вам было бы интересно посетить подобный музей под открытым небом в Рожнове под Радхоштем (Rožnov pod Radhoštěm). Это не так далеко от Вены в моравском регионе Валашско. Если соберётесь на Моравию, можно было бы где-нибудь пересечься, я была бы рада с вами познакомиться.

Да! Я обожаю этнографию и социальную историю!
Теме наемных батраков уделяется немного внимания, ведь это давно ушедшие времена. И явление батрачества было сильнее в горных регионах, с преимущественно скотоводческим с/х, чем в равнинных с преимущественно земледельческим. Ведь скотина требует работы каждый день.
А батраки были пусть и не совсем бесправные, но имели мало прав, хотя к началу 20 века их ситуация несколько и улучшилась. Он мог подать в суд, если хозяин его выгнал без зарплаты. Типа трудовых книжек у них были.
Лет 30(?) назад австрийскому населению был кинут клич под девизом "Чтобы не забыли" (или как-то так), людей попросили присылать воспоминания бабушек-дедушек о былых временах в деревне. Оказалось, в некоторых семьях хранятся воспоминания 4-5 поколений. Рассказы бабушек об их бабушках, вплоть до начала 19 века. Многие воспоминания были опубликованы в виде книг, которых полно в каждой библиотеке. Читаешь и улетаешь в те времена.
Нет, в Австрии в школах теперь учат другому письменному шрифту, более похожему на тот, который мы в школе учили.
В Чехию хочу как-нибудь съездить. Возьму на заметку. Спасибо. Можно и встретиться

Сейчас погуглила... Шрифт, которому сейчас учат в начальных школах Австрии, называется "латинским шрифтом" (я названия его не знала).
Это практически тот же шрифт, что и в мою бытность в прописях в СССР.

Надо же! Наверное, Чешская республика- последняя страна, где дети учатся писать старинным шрифтом. Очень красиво, кстати.
Здесь батраки, мне кажется, жили лучше. Любимая чешская книга «Бабушка» Божены Немцовой(той самой, что написала «Три орешка для Золушки») считается энциклопедией чешской жизни и там просто какая-то пасторальная картинка вырисовывается. Единственное упоминание о недовольствах населения я читала в истории поместья Градец над Моравицей(это в Моравской Силезии). Там владельцы Лихновские( большую часть своей жизни, кстати, проводившие в Вене) обложили жителей принадлежащих им деревень огромными налогами, и крестьяне бунтовали, даже сожгли панский дворец однажды. И Лихновские переселили в своё имение крестьян из Пруссии. Брали слуг только из этнических немцев и даже на улицах запретили разговаривать на чешском языке.
И да. Моравия – это не Чехия. Это историческая область, входящая сейчас в состав Чешской республики, поэтому новое название страны Чехия мораваки не приняли и официально внутри страны разрешено называть страну по-прежнему Чешская республика. Если вы есть на ФБ, то у меня там страница «Прогулки по Моравии». В жж я бываю редко.

Ну так то художественная, да еще пасторальная...А я про документальные воспоминания, быт. Это другое. Сильно сомневаюсь, что чехи, находящиеся на самой низкой ступени социальной лестницы, жили лучше, чем такие же австрийцы.
Про "недовольство" населения, выплескивающееся наружу, я тоже не слышала.

“Объект типа МЖ” вполне используется в Австрии до сих пор. Аккурат в апреле видел вполне себе действующий возле Pöllau.
// как нас вчера в этом музее полоскало .... ;)

Где именно видели? В частном жилом доме? В ресторане? На заправке? На детской площадке?
Кого и где полоскало?

Детская площадка и общественный гриль в виде домика при ней. К домику пристройка типа "МЖ". Действующая и в отличном состоянии.
Полоскало граздиозным ливнем всех, кто вчера был в музее на Kindererlebnistag.

Спасибо за репортаж! Еду!)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account