?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Маргарита фон Вальдек - прототип Белоснежки?
Hagen_rot
joeck_12
Дочь гессенского графа Маргарита фон Вальдек (1533-1554) считается прототипом Белоснежки из сказки братьев Гримм.

Портрет символичный, так как прижизненных изображений Маргариты не сохранилось.



Доказательств этому нет, но в судьбе девушки прослеживаются определенные параллели с историей о Белоснежке.
Правда, в отличие от Белоснежки судьба Маргариты не имела счастливого конца...



....«Белоснежка» Маргарита была дочерью графа Филиппа IV фон Вальдек-Вильдунген(1493-1574) и Маргариты фон Фризланд (1500-1537). Родители девушки встретились в 1521 году на знаменитом рейхстаге в Вормсе, на котором монах Мартин Лютер продемонстрировал свою непреклонность и был отлучен от церкви. Семья фон Вальдек исповедовала новую веру - веру Лютера.

Вормс в 1521 году. 3D реконструкция:



Маргарита была пятым (выжившим) ребенком у родителей. Она появилась на свет вечером в день Вознесения Господнего в 1533 году в замке в Вильдунгене.В четыре года девочка потеряла мать, умершую от родовой горячки после родов 8-го ребенка, который тоже не выжил...

Вильдунген (с 1906 года Бад Вильдунген), город в графстве Вальдек.



Когда Маргарите исполнилось 6 лет, отец женился снова - на Катарине фон Хатцфельд. То есть девочка росла со строгой мачехой (как и Белоснежка). Своих детей мачехе так и не суждено было родить.

Из одного сохранившегося письма от 1544 года следует, что как минимум часть своего детства после смерти матери Маргарита провела в семье графа Филиппа III фон Насау-Вайльбург (1504-1559) и его третьей жены Амалии фон Изенбург-Бюдинген (1522-1579). Было ли проживание в чужой семье за 150 км от родного дома обусловлено плохими отношениями с мачехой, как у Белоснежки?

Замок Вальдек :



В 16 лет Маргариту из провинциального Вильдунгена, снабдив ее необходимым по статусу гардеробом, отправили в «большой мир» - в Брюссель. Город уже в то время был одним из центров европейской политики и резиденцией императора Священной Римской Империи. Ожидалось, что Маргарита завершит там свое образование, Также семья питала надежду, что красивая дочка найдет там подходящую партию — брюссельский двор считался хорошей брачной «ярмаркой» и притягивал к себе аристократов из всей Европы.

Вообще-то ее должны были отправить в Брюссель еще в 13-летнем возрасте, но отец-граф не захотел отпустить такую юную девочку одну в мир соблазнов и написал отказ. И лишь когда находившийся в габсбургском плену в Брюсселе правитель Гессена маркграф Филипп попросил своего вассала отпустить дочь, тот повиновался. У Филиппа был свой интерес — он знал по опыту, что красивая женщина может оказать влияние на мужчин и поспособствовать его скорому возвращению домой.

Дворец императора в Брюсселе (сгорел в 1731 году):



Итак Маргарита пустилась в долгую дорогу, таившую сплошную неизвестность….Мысли о туманном будущем пугали ее, а смелые мечты будили девичью фантазию...

И тут мы снова замечаем совпадение...Ее путь лежал через Зибенгебирге (Siebengebirge - Семигорье) - нагорье близ Бонна. Это совпадает с фразой из сказки про «семь гор» („она направилась в путь-дорогу за семь гор к хижине семи гномов“). Если вы посмотрите на карту, то сами убедитесь, что нагорье Зибенгебирге лежит прямо на пути из Вильдунгена (ныне Bad Wildungen) в Брюссель.

Девушка поступила на службу к Марии Австрийской, вдовой сестре императора Карла V, которая, будучи штатгальтером габсбургских Нидерландов, правила страной железной рукой. Среди ее свиты, состоявшей из 150 человек, также царила железная дисциплина.

Мария Австрийская(1505-1558), королева Венгрии и штатгальтер габсбургских Нидерландов:



Маргариту, занявшую в иерархии фрейлин самое низкое положение, ожидали многочисленные обязанности. Девушке пришлось постигать сложные правила испанского церемониального этикета, царившего при императорском дворе. Этикет предписывал буквально все - как по какому поводу одеваться, что и когда говорить, сколько шагов делать навстречу тому или иному лицу....Дневной план был расписан по минутам, начиная с утренней мессы в 5 утра и до гашения свечи в спальне в 10 вечера.

Добросовестно исполняя свои обязаности, Маргарита не упускала из виду своей главной цели….Ее честолюбие окрыляла надежда на продвижение наверх в иерархии. После строгого родительского дома в немецкой глуши блистательный императорский двор в Брюсселе был полон искушений и соблазнов. Пиры, балы, банкеты, торжества… Роскошный Magna Aula („Большой зал») при дворце Коуденберг был центром придворной жизни.

Брюссельский дворец Коуденберг:



Юная белокурая красавица не осталась незамеченной мужчинами...Несмотря на тесный корсет церемоний время от времени появлялась возможность развеяться и весело провести время в обществе галантных принцев и графов, которые всегда в избытке имелись при дворе. Между дозволенным и недозволенным пролегает опасная тонкая грань...Один неотсторожный шаг — и твоя репутация испорчена.

Маргарите приписывают амурные истории с несколькими влиятельными мужчинами, от которых она принимала дорогие подарки... Среди них граф Ламораль Эгмонт и испанский принц Филипп

История о Маргарите гласит, что на одном из балов в Брюсселе она познакомилась с сыном императора Филиппом II, который влюбился в красавицу, захотел жениться, за что девушку и убрали с пути, отравив, чтобы она не мешала женитьбе Филиппа на старой и некрасивой Марии Тюдор.

принц Филипп, будущий король Испании Филипп II (1527-1598), сын и наследник императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга:



Не красавец, но все же не мухи в вечно открытый рот не залетали, как у папы.

Какова доля правды в этой легенде? Да, 22-летний принц Филипп действительно в 1549 году прибыл из Испании в земли Римской Империи — кстати в том же самом году, когда и Маргарита приехала в Брюссель из Гессена. Принц посетил многие немецкие города, но также подолгу пребывал и в Брюсселе. За два года, пока он там находился, чисто теоретически он вполне мог встретиться с Маргаритой. Более того — теоретически он даже мог влюбиться в нее. Но вот чтобы иметь по отношению к ней серьезные намерения? Вероятность очень-очень мала. Личная жизнь наследника огромной империи, в которой «никогда не заходило солнце», это не его личная жизнь, а политика! На тот момент Филипп был вдовцом, и отец Карл V подыскивал ему новую жену.

Поэтому совершенно невозможно поверить, чтобы Филиппу в голову могла придти бредовая мысль пойти против воли отца и жениться на дочери какого-то маловлиятельного провинциального графа. Филипп был в течение жизни женат четыре раза - три раза на королевских дочках и один раз на королеве. И потом Филипп был ярый бескомпромиссный католик, а Маргарита — лютеранка.

Император Карл V Габсбург с единственным сыном Филиппом:



Версия, что принца Филиппа разлучили с Маргаритой, чтобы женить его на английской королеве Марии Тюдор («Мэри кровавой»), тоже не выдерживает критики...План женитьбы на Марии возник летом 1553 года, когда умер 16-летний Эдуард VI, и Мария Тюдор взошла на на английский трон. А Филипп к тому времени уже два года как вернулся назад в Испанию из Нидерландов. И в Брюсселе он снова побывал снова лишь через четыре года, уже женатым, а Маргарита уже была мертва. То есть в последние три года своей жизни Маргарита вообще не могла видеть Филиппа.

И вообще мало ли кто кому кратковременно нравился...Не на всех же женились, кто понравился...Филиппу одно время нравилась его красивая кузина Кристина Датская, дочь шведского короля и дважды вдова - и известная многим по отказу сватавшемуся к ней Генриху VIII: "я бы вышла за Вас, будь у меня две головы". Но Филипп (и его отец) и не считали эту женитьбу политически выгодной.

Что касается графа Эгмонта, то если он и ухаживал за Маргаритой, то определенно не с целью жениться. Он к тому моменту уже давно был женат и имел нескольких детей. Но известно, что он был любителем приключений вне брака. Маргарите он подарил своей портрет — это считалось знаком расположения.

Граф Ламораль Эгмонт (1522-1568), вошедший в историю просто под именем «Эгмонт»:



Но все это вышеуказанное никак не противоречит тому, что Маргарита могла иметь с этими или другими мужчинами какие-то отношения. У девушки определенно была бурная личная жизнь...

В гессенском архиве в Марбурге хранятся три письма Маргариты отцу из Брюсселя. Сплошь сведения о своих тратах и покупах, о событиях при дворе, о том, как она скучает по родному дому... Ни словом она не упоминает о каких-то конфликтах при брюссельском дворе, также ничего не пишет о потенциальных женихах и о своей тайной миссии содействовать освобождению Филиппа Гессенского. Может, ей запрещено было писать об этом? Или такие письма (если они были) уничтожены? Эти вопросы навсегда останутся без ответа...

Портрет изображение Маргариты (в центре) в семейной хронике графов Вальдек:



Но вот что действительно настораживает — ее предсмертное завещание, которое тоже сохранилось в архивах. 21-летняя девушка пишет завещание? Это странно. «Мое тело слабеет, но душа и благоразумие в полном здравии». В отличие от писем завещание написано явно дрожащей рукой. Однозначно у нее были веские причины предвидеть свою кончину. Бесконечный список завещаемых предметов включает золотые пояса, изысканные платья, многочисленные украшения из золота и драгоценных камней….

В городской хронике Вильдунгена записано, что Маргарита умерла от отравления. Откуда бургомистр города взял эти сведения — сегодня для нас загадка. По легенде ее отравили мышьяком — широко распространенным ядом в 16 м веке. Вещество без запаха и со сладковатым вкусом было нетрудно незаметно подмешивать в пищу раз за разом. Мышьяк это медленный яд. Если его принимать маленькими дозами, то смерть наступает через недели или даже месяцы. Жертва постепенно хиреет, чахнет, а потом отказывают органы. Этим вполне можно объяснить ухудшение здоровья Маргариты  перед смертью.

Маргарита умерла 15 марта 1554 года в Брюсселе. Совпадение это или нет, но через две недели английский Парламент дал добро на брак Марии с испанским принцем Филиппом. А в июле 1554 Филипп из Испании поплыл в Англию жениться.

Английская королева Мария Тюдор (1516-1558):



Давайте посмотрим дальше параллели между Маргаритой и Белоснежкой...

Фразу  «свет мой зеркальце скажи» мачеха Катарина говорить не могла, потому что она умерла три года до отъезда падчерицы в Брюссель. А в третий раз граф женился уже после смерти дочери.Но ведь куда интригующе звучит,что бедную девочку выгнала из дома злая мачеха и впоследствии нашла и отравила ее.

В первом издании сказки (1812) братья Гримм упомянули, что сказка о Белоснежке базируется на сказках и преданиях, издавна ходившими в земле Гессен — родине братьев. Гессенский регион Вальдек находился недалеко от Касселя, где они прожили большую часть жизни. Неизвестно, посещали ли братья городок Вильдунген сами, но их единственная и любимая сестра Лотта точно неоднократно ездила туда «на воды» - поправлять здоровье. Возможно, она и привезла оттуда эту историю, которую переработали ее братья....Всего существует около семи десятков вариантов сказки про Белоснежку, в том числе и "Сказка о мертвой царевне" Пушкина.

В сказке братьев Гримм у Белоснежки черные волосы ("была она бела, как снег, как кровь румяна, и такая черноволосая, как черное дерево"). Но есть также версии, где у Белоснежки светлые волосы, как у Маргариты.



30 лет до выхода сказки Гримм о Белоснежнежке подобная история была опубликована в сборнике «Народные сказки немцев» Иоганна Музеуса (Musäus, 1735-1787), который собирал и обрабатывал народный фольклор. Сказка повествует о девушке, жившей в Брабанте, которую из зависти к ее красоте отравила мачеха Рихильда...И регион Брабант — внимание! - этот как раз регион с центром в Брюсселе — и именно там жила последние годы красавица Маргарита. Поэтому можно с увверенностью сказать, что эта история была братьями Гримм лишь переработана и записана, а в народе она ходила давно...

Есть также пареллели с семью гномами...В окрестностях Вильдунгена в 16-19-х веках добывалась медная руда, и отец Маргариты владел несколькими штольнями. А названия четырех штолен его сына, брата Маргариты, близ Вильдунгена сохранились даже поименно: Небесный Дар, Благословение Господне, Пять Дубов и Достояние Всех Святых (вот названия, а?).



В Бад Вильдунгене сейчас существует горный музей, а также проводятся экскурсии в бывшую штольню Bertsch.

В штольнях раньше часто работали подростки — по 10-12 часов в день они, сгорбившись, толкали по узкому проходу вагонетку с рудой (по доскам, так как рельсов еще не придумали). Тяжелые условия труда, плохое питание, недостаток солнечного света, делали свое дело — даже те, кто достигал взрослого возраста, часто оставался хилым и низкорослым. Внешний вид рудокопов вообще очень напоминают гномов из сказки — колпаки, масляные лампадки, маленький рост…

Экскурсионная медная штольня "Бертч" в Бад Вильдунгене:



К тому же и те, и другие обитают в горах. Колпаки рудокопы кстати не просто для красоты носили...Набитые соломой или тряпками, они защищали голову от падающих камней — как современные каски.

Домик Белоснежки в Бад Вильдунгене:



Скорее всего какая-то реальная история все-таки была взята за основу (например, история Маргариты), но потом, переходя столетиями из уст в уста, она обрастала новыми подробностями и фактами и пока дошла до братьев Гримм, она сильно изменилась.


список моих статей здесь.
список статей про быт в Австрии и Вене.

Featured Posts from This Journal


  • 1

Как всегда-максимально подробно. Спасибо!


Господи, зачем такие подробные исторические изыскания, когда история Белоснежки - бродячий фольклорный сюжет, уходящий корнями в глубину веков?! Реальные прототипы этой истории ходили в звериных шкурах и забивали мамонтов - это самая седая древность, древнее которой - лишь сидение на пальме в виде обезьяны. Братья Гримм лишь дали обработанную версию немецкого народного варианта. Хотя, конечно, если Вы хотели рассказать о жизни конкретной семьи с картинками и привлекательным заголовком, тогда понятно.

со времен, когда добывали мамонтов никаких фольклорных свидетельств не сохранилось:)


Ну вот среди русского народного фольклора такой сказки не помню.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Пушкин.

Я же написала НАРОДНЫЙ фольклор.

Бродячий сюжет - это соперничество между матерью и дочерью и изгнание дочери из дома с последующими испытаниями (женская инициация). Он, да, ходит с древности и встречается почти у всех народов.
А вот нанизанными на него сверху подробностями (гномы, волшебное зеркало, отравление и т.д.) сказка совершенно явно обязана уже более поздним временам и конкретной стране/местности. Так что гипотеза про Маргариту вполне имеет право на существование.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

спасибо, с интересом прочел

Обожаю истории "за" сказками. В принципе, историю почти любой принцессы можно пересказать, как сказку, а поскольку их было так много, кто знает, какая именно добралась до нас. Но все равно, прекрасно написано!

Допустим, они набивали в колпаки солому.
Но ведь у них такая необычная форма, не совсем согласующаяся с версией))

" Было ли проживание в чужой семье за 150 км от родного дома обусловлено плохими отношениями с мачехой, как у Белоснежки?" - а там мальчиков -потенциальных женихов не было? Кажется, это распространенная практика - забрать будущую невесту, воспитать, заодно - с женихом попритираются.

Спасибо! С интересом прочитала. Всегда жду Ваши истории

  • 1