?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Аборты на дому - судебный процесс 1915 года в Вене.
Stiefmutter
joeck_12
С древних времен повитухам и знахаркам были известны растения, которые имеют абортивное действие - спорынья, мандрагора, рута, красавка, можжевельник, петрушка, тис...Эти травы использовались для ускорения процесса родов. И не только для этого...Грань между дозволенным и противозаконным была тонка...

Фриц Ширрмахер. "Die Dachkammer. Engelmacherin bei der Arbeit" ("Чердак. Знахарка за работой"):



Engelmacherin означает по-немецки дословно "делающая ангелов". Так называли женщин, помогающих избавиться от нежеланного плода. Не могу подобрать точного русского слова.



С 18-го века, когда ведущую роль в медицине и родовспоможении стали занимать врачи-мужчины, накопленные веками знания о травах стали теряться...Теперь шарлатанки все чаще использовали химические средства  с абортивным действием - мыльную щелочь, скипидар, мышьяк, свинец или ртуть, которые хотя и приводили к аборту, но часто означали верную смерть матери.

Мыльная щелочь из музея истории абортов и предохранения (Вена):



Также использовались методы прокалывания околоплодного пузыря разными острыми предметами - спицами, проволокой, чтобы вызвать отторжение плода...Повреждение внутренних органов вкупе с несоблюдением гигиены часто вело к самым тяжелым последствиям вплоть до смерти матери.

В годы правления Марии Терезии 1717-1780) за выполнение аборта в Австрии знахарке грозила смертная казнь. Сын Марии Терезии, Иосиф, ввел за это вместо казни тюремное заключение, срок которого зависел от того, на каком сроке был произведен аборт и каковы были последствия.

Кроме того женщинам, решившимся на аборт, полагалась прилюдная порка:



Но собрать доказательную базу было довольно непросто, поэтому найти "бабку" не представляло особой сложности.

В 1803 году в Австрии был принят так называемый § 144, который предусматривал лишение свободы от 1 до 5 лет для лиц, совершающих нелегальный аборт. Этот закон просуществовал вплоть  до 1975 года, после чего аборты в Австрии стали легальными.

Были  однако в криминальной истории случаи, когда подпольные аборты проводились неспециалистами довольно успешно, с минимумом ошибок.

В 1915 году в Вене состоялся судебный процесс над некоей 25-летней мадам Миттермайер, дочерью врача. Ее настоящее имя было Мария Баштарц, но клиенткам она представлялась именем Миттермайер, по имени своего сожителя Августа Миттермайера.

В 22 года она уже была разведена и имела маленькую дочь. Впервые она была осуждена за содействие в проведении подпольных абортов в 23-летнем возрасте. В заключении мадам Миттермайер подружилась с 39-летней мошенницей Марией Бернхубер, парикмахером по профессии и матерью сына-инвалида.

Едва выйдя из тюрьмы, подруги решили заняться подпольными абортами и сняли две соседние квартиры в одном доме по адресу Мариахильфештрассе 203.

Кадр из французского фильма "Женское дело" (1988), основанном на реальных событиях:


Как дочь врача и мало-мальски образованная женщина, мадам Миттермайер имела некоторое представление о медицине, строении организма и санитарно-гигиенических мерах. Она и взяла на себя проведение самого аборта.

"Пациентка по моей просьбе ложилась на диван. Затем с помощью гинекологическиих зеркал я вставляла в полость матки резиновый катетер (катетер Фолея), раздувала баллон и тем самым вызывала сокращение матки. Катетер я фиксировала ватными тампонами."

После "выкинутого" эмбриона мадам Миттермайер не выгоняла женщин сразу за дверь, как это делали многие ее "коллеги". Она контролировала, вышло ли все полностью и на два дня помещала "пациенток" для "наблюдения" к своей сообщнице и соседке Марии Бернхубер. При сильном кровотечении женщины получали кровоостанавливающие медикаменты. При осложнениях обращались к врачу (сообщнику) для проведения выскабливания.

Гонорар мадам Миттермайер варьировался от 15 до 200 крон в зависимости от материального положения женщины. Женщина из рабочей среды платила минимум, из более состоятельного бюргерского сословия - побольше, а "благородная" дама еще больше. Для ориентировки в ценах - величина аренды мадам Миттермайер за двухкомнатную квартиру, в которой она делала аборты, составляла 60 крон в  месяц.

Клиенток находили очень просто - через объявления в газетах "Neues Wiener Journal", "Österreichische Volkszeitung", "Grazer Tagblatt". Таких "закодированных" объявлений в те времена было полно:


Ключевыми фразами в таких объявлениях были "Средство против дамских расстройств", "Дамам - верное средство при полной конфиденциальности" и подобные....

"Бизнес" шел хорошо! За полтора года подруги провели не менее 100 абортов. Женщины приходили не только из Вены, но и из Штирии, Каринтии, Тироля, Силезии... В основном это были незамужние горничные, продавщицы, официантки, чиновницы, но попадались и замужние.



А затем по чьей-то анонимной наводке (соседи?) ими стала интересоваться полиция. При обыске в квартирах обеих женщин были найдены гинекологические инструменты, переписка с клиентками и крупные суммы денег.... По обратным адресам в письмах полиция вышла на некоторых клиенток, которых подвергли допросу и медицинскому осмотру.  В качестве судебного медэксперта был приглашен известный профессор медицины Альбин Хаберда, который был удивлен, насколько профессионально работала мадам Миттермайер - ни у одной из осмотренных им пациенток не было зафиксировано никаких отклонений в гинекологическом плане, которые можно было бы идентифицировать, как последствия аборта. У некоторых женщин по проишествии времени даже трудно было установить наверняка, имел место искусственный аборт или нет.

Мадам Миттельмайер получила 18 месяцев тюрьмы, ее сообщница Бернхубер - 10 месяцев. Доктор Карл Штрунц, находившийся с ними в сговоре - 4 месяца. А клиентки (которых удалось найти) - по 14 дней.

"Интерруптин" со шприцем - изобретение 1920х годов берлинского аптекаря Хайзера, продавалось в аптеках строго по рецепту, для введения смеси на базе масла какао с добавлением розмарина, шафрана, мирры, скипидара, эвкалиптового масла.



Также часто использовалось для абортов, даже когда его запретили из-за множества побочек.

Известный австрийский писатель Артур Шнитцлер в повести «Тереза. История жизни одной женщины» как раз описывает подобную ситуацию, в которую попала его героиня, молодая венская гувернантка в конце 19-го века. Наверное, строки внизу близко описывают состояние женщин, которые ходили на "прием" к мадам Миттермайер:

«Наступила осень, и Тереза стала искать в газетах объявления, но уже не о работе, а те, которые в данной ситуации могли быть ей полезными. Однажды вечером она поднялась по винтовой лестнице старого дома в центре города и спустя несколько минут сидела напротив приветливой дамы средних лет....Уютный салон в бюргерском стиле не вызывал ни малейших догадок о роде занятий хозяйки, и Тереза без робости, хотя и с некоторой осторожностью поведала о своем деле… Приветливая дама небрежно заметила, что менее получаса назад с ней говорила по такому же делу некая юная баронесса, причем уже во второй раз в этом году....»

героиня повести обошла несколько адресов и не могла решиться на аборт, и вот она идет снова, но по другому адресу:

«Случайно брошенное недвусмысленное замечание горничной дало ей понять, что все вокруг начали догадываться о ее состоянии. Внезапный, хватающий за сердце ужас заставил ее вновь ощутить серьезность своего положения, и в тот же день она пошла по тому пути, который уже дважды тщетно пыталась пройти до конца. На этот раз она имела дело с женщиной, к которой сразу прониклась доверием. Та говорила деловито, разумно, даже по-доброму. Да, она не питает иллюзий насчет того, что то, чем она занимается, противоправно в глазах закона. Но жестокие законы совершенно не учитывают социальных условий. Свою речь она закончила философской фразой, что для большинства людей было бы лучше вообще не родиться на свет. Сумма, которую запросила женщина, не была чрезмерно высокой, и они сошлись на том, что Тереза придет к ней послезавтра в назначенное время..."

Что произошло дальше, спойлить не буду. Повесть интересная, но очень тяжелая и мрачная.

список моих статей здесь.


Featured Posts from This Journal



  • 1
У Дефо в книге про Молль Флендерс похожая дама описана. О, ещё вспомнила Ремарка.

Про Молль только минисериал смотрела. А книгу читала лет сто назад....наверное...

В сериале, на сколько я помню, её вообще нет. А в книге была. Пристраивала младенцев, делала аборты.

Благодарю! Зачитываюсь Вашим журналом!

было русское выражение "фабрика ангелов" - о воспитательных домах для подкидышей.

Engelmacherin... Почему-то вспомнилось из детства (послевоенные годы), мама в тихих разговорах с подругами называла таких специалистов "абортмахеры". По смыслу верно, по звучанию близко.

Ждем продолжения...

Бедные женщины

Эта же история описывается в книги К. Мэннинг "Моя нечестивая жизнь".

о Боже, как это все жестоко!

2. подумалось, а где нибудь в Секторе Гааза, в палестинских деревнях - о ни там рожают, и рожают без остановки. и не парятся.

это к вопросу о том, насколько наш мири цивилизационно очень и очень разный...

3. И да, я считаю, что в России надо аборты запретить )_))
нефига.

А почему бы не сделать их доступной медицинской процедурой?! Моральную составляющую проблемы надо решать в социальной сфере. воспитанием... А не идиотскими запретами и кликушеством. Чтобы людям хотелось рожать и воспитывать детей. И было на что. Дети должны быть желанными и любимыми. А не найденными на помойках и потом пристроенными в добрые руки.
Вывели же стоматологию из пыточной во вполне терпимую область медицины

сделать доступной медицинской процедурой

понял, согласен, в самом деле - все эти расплодившиеся медцинские центры...
Все эти коммерческие клиники, встроенные в первые и цокольные этажи жилых домов.

Уж аборт-то они там смогут сделать, думаю. Все равно сидят, чаще, просто липовые правки выписывают))

2. Но каков юридическая сторона вопроса?
Ведь это надо как-то будет "провести" законодательно, вроде да?
(я в этм не шарю_))

3. А этическая сторона вопроса? Не начнутся ли демонстрации с плакатами перед этими медцентрами? Вписаться в протест смогут самые разные соцобъединения, от православных гомосексуалистов до коммунистов седьмого дня (как вам шутка?-)_)))

4. А финансовая сторона вопроса?

Вот взять хотя бы стоматологию. Она хотя и сделала большой шаг вперед со времен расцвета СССР.
Но все же... Не стала экономически доступнее, вот в чем закавыка.
Все начинатеся от 3000 рублей, и дальше, цены весьма ощутимые.

5. Ну если пофантазирвать: сколько денег можно считать "не жалко" за легальный аборт?
(вряд ли эта услуга будет совсем бесплатной, все-таки)

2000 рублей
5000 рублей?
10 000

и учтем, что часто "залетевшие" мамы не очень экономически "вкованы" (то есть обеспечены)

6. А в США что сейчас творится, вы в курсе?
где-то читал в америкаской рассылке, в одном из штатов вввели законодательный запрет.
Так туда отказались ехать то ли звезды какие-то выступать, то ли еще какое-то такое "шумилово" поднялось...

Ну там-то свобода, это понятно.
А у нас православные активисты могут просто по башке дать....

В смысле? Это доступная медицинская процедура, стоимостью от 5-10 тысяч рублей. Входит в официальные прайсы женских консультаций.

То есть, все под наркозом, без мук и последствий (я имею ввиду качественную и гигиеническую стороны, умереть можно и после вырванного в лучшей поликлинике зуба)... И за 10 тысяч? Не поверю. Думаю, за 10 как в Вене ;))

В Вене зубы бесплатно рвут. То есть по самой обычной ОМС. Лечение зубов тоже по ОМС. А вот протезирование дорогое. Очень многие австрийцы в соседнюю Венгрию на протезирование зубов ездят. Я тоже. А вот лечить и рвать в Вене.

я имела ввиду как в статье ;)) Уверена, в Вене сейчас все в порядке

Ээ, да. Ну на ранних сроках женщине дают специальное лекарство, она выпивает и врачи наблюдают за её состоянием. А так, если большой срок, то делают только по медицинским показаниям, конечно же под наркозом и с соблюдением всех норм.
Последствия могут быть в любом случае, ибо это не самая полезная процедура и огромнейший стресс для организма.
Цены видела несколько лет назад, когда искала, сколько стоит сдать анализы, зацепилась взглядом. И да, я написала от 10 тысяч, то есть верхняя граница м.б. любая.

Edited at 2019-06-03 01:35 pm (UTC)

Да, сейчас таблетки такие есть. То есть это уже не операция.

Вы хотите, чтобы в России повторилась ситуация 30-х-50-х годов 20 века, когда женщины умирали от нелегальных абортов?

когда женщины умирали

всё-всё, уже не хочу, спасибо!


Надо запретить, потому что слишком мало детей выкидывают в помойку и оставляют в хостелах? Слишком мало гниет в детдомах? Ну да. Какие же вы идиоты, пролайферы

запретить

да-да, вы правы.
я тут подумал и решил: пусть рожают!

2. Теперь Госдуму осталось убедить, чтобы закон приняли.
Вы как, займетесь?
Пойдете Думу убеждать?-)_)))

Ну что вы, что вы!!! Они не идиоты, они - христианнейшие души. Им жаль гипотетических зародышей , и не жаль реальных живых младенцев, которых засовывают в пластиковые пакеты живыми и выкидывают подальше, чтобы не нашли. И никому ненужных, всю жизнь мучающихся от этого людей им тоже не жаль.

Запрет абортов это не решение проблемы в 21 веке. В Польше аборты запрещены, а рождаемость все равно очень низкая. Сейчас есть средства предохранения, а на аборты польки ездят в соседние страны.
А в России в случае запрета убийства новорожденных или выбрасывание их пойдут вверх. Да и нелегально будут делать.

Ага, ещё и использование контрацептивов запретить. Полностью! :)
Ну что за средневековье?! Каждый человек должен сам распоряжаться своим телом.

  • 1