joeck_12 (joeck_12) wrote,
joeck_12
joeck_12

Categories:

Потомки хотят отсудить "сараевский" автомобиль.

Навряд ли какой другой автомобиль в мире можно назвать таким судьбоносным, как этот...

...Граф Франц Харрах был состоятельным человеком, имел замки в Моравии, дворец в Вене, поместье в Верхней Австрии, обширные земельные угодья....Но самой его известной собственностью считается автомобиль, в котором были убиты в Сараево эрцгерцог Фердинанд с женой.



И вот 21 веке этот автомобиль снова попал в заголовки газет...



15 декабря 1910 года граф Харрах заказал у венской фирмы Gräf & Stift по производству автомобилей двойной шестиместный фаэтон типа 28/32 PS. Интересная деталь с современной точки зрения: у автомобиля было пять(!) педалей. Справа газ, потом две тормозные педали на кардан и на заднюю ось, сцепление и заслонка клапана.

Граф заплатил за автомобиль 15.500 крон (ок.40.000 евро) плюс еще 3.000 крон за внутреннюю отделку салона.

Летом 1914 года граф Харрах предоставил этот автомобиль с номерным знаком "A-III-118" и мощностью 32 лошадиные силы в распоряжение эрцгерцога Франца Фердинанда для инспекционной поездки по Боснии.

1909. Граф Франц Харрах (1870-1937) с третьей женой Алисой (Alice Gräfin zu Hardegg auf Glatz und Machlande, 1879-1962):


В тот трагический день 28 июня 1914 года в Сараево в машину сели пять человек:

  • эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник кайзера Франца-Иосифа

  • герцогиня Софи Гогенберг, морганатическая супруга наследника

  • граф Франц Харрах, личный друг Франца Фердинанда, его адьютант и владелец машины

  • Оскар Потиорек, наместник в Боснии и Герцеговине

  • Леопольд Лойка, водитель


Граф Харрах ехал, стоя на подножке автомобиля, рядом с сидящим на левом заднем сиденье эрцгерцогом  - чтобы в случае опасности защитить его своим телом. Но волею судьбы выстрелы Гаврилы Принципа раздались с правой стороны....

Граф выжил, как и наместник с водителем, но много лет сильно страдал от пережитого и не мог себе простить, что не сумел спасти эрцгерцога. Франц Харрах умер в 1937 году, и еще при жизни стал свидетелем множества страшных событий, которые последовали за сараевским убийством.

Через несколько недель после покушения в Сараево автомобиль, на одометре которого навсегда застыла цифра 8596 км, был доставлен в Вену и помещен в Музей военной истории, где его можно видеть и сегодня.



Через 90 лет после событий в Сараево дочь графа Алисия (Alice Louise Marie Dreihann-Holenia) и внук Николай (Nikolaus Dreihann-Holenia) потребовали вернуть легендарный автомобиль семье. А когда музей отклонил их требование, подали в суд. Примечательно, что наследникам не нужна была компенсация, им нужен был сам автомобиль.

У суда не было сомнений, что на момент покушения автомобиль находился в собственности графа Харраха. Нет никаких доказательств, что граф Харрах продал или подарил автомобиль эрцгерцогу или кому-либо другому. Сохранилось только письмо графа Харраха, где он после завершения следственной экспертизы дал свое согласие для передачи автомобиля в распоряжение императора для дальнейшей экспозиции.

В 2003 году австрийский суд вынес решение, что автомобиль, являющийся самым знаменитым автомобилем 20-го века, принадлежит республике Австрия и его место в музее и больше нигде. Но насколько я знаю, в деле еще не поставлена последняя точка.

В 2014 году потомками графа Харраха на аукцион были вsставлены его письмо жене на четырех страницах с описанием происходящей трагедии и телеграмма графа из Сараево, что он с ним все в порядке. Стартовая сумма - 3000 евро.

список статей здесь.
Так как кол-во моих статей увеличивается, я скоро не смогу все их заносить в список на первой странице. Ввела новые тэги, чтобы в будущем легче было что-то находить. И постепенно буду дополнять старые статьи новыми тэгами.




Tags: Австро-Венгрия, история вещей, трагедии
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Нина графиня фон Штауффенберг

    Сегодня речь о Нине графине фон Штауффенберг (1913-2006) – жене полковника Штауффенберга, который совершил неудачное покушение на жизнь…

  • Внучка Магды Геббельс – иудейка.

    Из пяти родных внучек Магды Геббельс самая захватывающая история жизни у четвертой - Колин-Беттины Розенблат-Мо (на фото), которая прошла…

  • Клара ГИТЛЕР и ее еврейский врач.

    (Доктор Блох с внуками, начало 30-х годов) "14 января 1907 года ко мне на прием пришла ранее мне незнакомая пациентка 47 лет. Она…

  • "Я подумала и осталась...."

    Вдогонку моей теме про «невозвращенцев»...Еще одна необычная судьба... В книге про крестьянскую жизнь в австрийской провинции в главе о…

  • Гаврило Принцип - памятник 100 лет спустя.

    Сербская газета «Vecernje novosti» сообщила, что в июне 2014 года в Белграде на территории крепости Калемегдан будет установлен памятник…

  • Брачные объявления в Третьем Рейхе

    "52-летний врач, чистокровный ариец, участник битвы при Танненберге, намеревающийся поселиться в сельской местности ищет для брака и…

  • Какое гражданство было у Гитлера?

    Когда Геббельс в начале февраля 1932 года публично объявил с трибуны берлинского Дворца Спорта, что Адольф Гитлер будет выставлять свою кандидатуру…

  • Годовщина "охоты на зайцев"

    За несколько недель до окончания второй мировой войны в австрийском регионе Мюльфиртль произошла беспримерная по своей жестокости смертельная травля…

  • Выжившие потомки русских казаков в Австрии.

    «Казакенкиндер» - это выжившие в «трагедии на Драве» и оставшиеся в Австрии дети выданных в 1945 году в СССР казаков. В эти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments