joeck_12 (joeck_12) wrote,
joeck_12
joeck_12

Categories:

Детский балет и князь-педофил.

Вена эпохи бидермайера славилась своей музыкальной жизнью. Ни в одном другом городе не жило столько знаменитых композиторов. В развлечениях не было недостатка. Концерты, спектакли, балы, оперы...

1820. Балет в Венской опере.


Казалось, невозможно предложить вниманию искушенной венской публики что-то новое...




Но хореограф и импрессарио Фридрих Хоршельт (1793-1876) из Театре ан дер Вин придумал в 1815 году нечто, чего Европа еще не знала - детский балет.

Все представления с участием детей проходили с аншлагом. Публика толпами валила на представления, некоторые из которых («Лесная дева», «Горный дух») повторялись по 50 и более раз.

Театр ан дер Вин в эпоху бидермайер:



На декорации и прочий антураж не жалелось средств. Костюмы из тюли и органзы намеренно подчеркивали невинность и грациозность юных балерин. «При виде этих маленьких очаровательных воздушных порхающих существ у каждого из публики создавалось впечатление, что он попал в волшебный мир сильфид и эльфов».

Большинство участников балета были девочки из небогатых мещанских семей, мелких служащих и ремесленников. Недостатка в кандидатках не было — оплата была щедрой. Жалованье девочек было ощутимым подспорьем для семейного бюджета, а нередко и единственным доходом. Ах, как родители гордились своими хорошенькими нарядными девочками, от которых были без ума даже высокие господа...

Франциска Эльсслер (1810-1884) - звезда детского балета Хоршельта и будущая звезда европейских  сцен:



Но со временем критика этих мероприятий становилась все громче. Позволительны ли такие изнурительные репетиции, представления, а порой и побои во время репетиций для неокрепшего детского организма? Также ставилась под вопрос и моральная сторона этого явления — этот балет ведет к деградации детских душ и к грехопадению. Театральный критик Франц Грефер назвал детский балет «труппой лилипутов», «безвкусной комедийной выходкой, которая основана на принижении детского достоинства».

В народе пошли нехорошие слухи о хореографе Хоршельте и его «эльфах»...Разве не подозрительно, что у Хоршельта появилось необычно много друзей среди господ самого высшего общества? Разве не странно, что многие юные балерины стали щеголять в дорогих нарядах и украшениях, а их семьи внезапно могут себе позволить красивую мебель и экипажи?

И в конце концов сам император Франц, который несколько раз посетил эти представления с супругой и вроде был доволен, вдруг запретил продлять лицензию для детского балета. Последнее представление детского балета «Горный дух» состоялось в ноябре 1821 года, и, как писали газеты, «публика рыдала, сожалея об этом».

Что же случилось? Вскоре выяснилось, что некоторые состоятельные господа не ограничивались простым созерцанием полуголых детских телец в театре, а использовали юных балетных девочек для удовлетворения своих самых низменных потребностей… Среди них были и аристократы, что особенно разозлило императора Франца, который сам был примерным семьянином и ожидал такого же поведения от представителей своего класса.

Центральной фигурой в этом скандале был 47-летний Алоиз князь Кауниц - внук знаменитого канцлера Священной Римской Империи и советника Марии-Терезии.

Алоиз Венцель князь фон Кауниц-Ритберг (1874-1848)


Князь Алоиз был женат, имел четверых дочерей, но жил отдельно от семьи. Еще задолго до истории с детским театром он был известен в Вене своими сексуальными похождениями с малолетними. Целая армия венских своден поставляла ему свежее мясо малолетних девственниц (другие его не интересовали). Он даже ввел систему номерков (как в наше время у врача в поликлинике), чтобы сводни приходили к нему к назначенному времени, а не толпились все вместе в его приемной.

Появление детского театра в Вене было как нельзя кстати для удовлетворения похоти педофила. Отбросив все чувства приличия и стыда, князь чувствовал себя безнаказанно и действовал широкомасштабно, используя юных балерин как своих наложниц. (На него бы науськать Марию Терезию с ее "комиссией целомудрия"!).

...Князь Кауниц обедал, когда 6 июля 1822 года в дверь его венского дворца постучала полиция. Его Светлость был арестован комиссаром криминальной полиции Шлезингером. При обыске у князя было кроме прочего обнаружено 10 золотых табакерок с дурманящими сортами нюхательного табака и пять портмоне, туго набитых адресами девочек-балерин.

Тереза Хеберле (1805-1840) - известная танцовщица, тоже начинала в детском балете (была среди "девочек Кауница"):



Процесс длился три месяца. Документы по делу Кауница охватывают более 1000 страниц (из них более 400 страниц занимал допрос князя). В качестве свидетельниц по делу привлекалось около 200 девочек (почти все они были из детского балета Хоршельта).

В ходе процесса были доказаны связи князя сексуального характера по крайней мере с 50 девочками. Князь настаивал на том, что он всегда дожидался 14-летия девочек (возраст согласия). Однако были установлены и его связи с 13-летними и даже 12-летними.

Документы процесса были засекречены более 100 лет, и лишь в середине 20-го века эта скандальная история стала известна широкой общественности.

Вильгельмина Шредер, "девочка Кауница" из детского балета:



Анна Шварц (12 лет на момент ее растления князем):

«Господин князь зашел к нам примерно год назад и потребовал показать ему уборную. Моя мать показала ему комнату, где стояло кресло-туалет. Он посидел на нем и ушел. С тех пор он часто заходил к нам и каждый раз он направлялся в комнату с креслом-туалетом. Я должна была по его требованию нюхать табак и чесать ему спину и голову, пока он там сидел. Он дарил мне дукат. В один праздничный день он пришел к нам в полдень...Я пошла за ним в комнату и поцеловала ему руку. Он сел в кресло и стал читать книгу. Князь дал мне понюхать коричневый табак, отчего у меня закружилась голова. Он поднял мою юбку и засунул палец в мою п..ю, и мне было больно... Последний раз господин князь заходил к нам примерно три недели назад в воскресенье. Он сел в кресло, расстегнул брюки, вынул свою толстую плоть и велел мне ее пощекотать. Я сделала, как он просил, и вскоре оттуда полилось что-то белое, он вытер это носовым платком. Я в тот же день рассказала об этом матери, за что она меня побила.»

Среди документов дела есть некий «договор», датированный 1813 годом (то есть еще до возникновения детского театра), между князем и копировальщиком нот Иосифом Гляйхом. Предметом этого «договора» была 14-летняя Луиза Гляйх. В расписке князь обязался оплатить ее отцу помимо его долгов дополнительно 800 гульденов в год, а также спонсировать аренду квартиры, покупку мебели и дров - взамен на статус «любовника» у его дочери.

Луиза Гляйх, впоследствии жена писателя Фердинанда Раймунда. Брак был навязан обоим и оказался несчастливым.



То, что аристократы и прочие состоятельные господа имели любовниц и содержанок — тут ничего нового не было. Главное, было женится на женщине своего класса, а приятные приключения можно было всегда найти вне брака. И служанки во все времена беременели от своих господ. И это не считалось преступлением. Но то, чем и в каких масштабах занимался князь Кауниц — это было уже слишком. Поэтому император не мог покрывать Кауница, в то время как на единичные подобные поступки Его Величество просто закрывал глаза.

Весь процесс князь Кауниц придерживался стратегии, что половой акт он совершал лишь с девочками, достигшими возраста 14 лет. Более младших по его словам он «просто трогал».

Однако некоторые девочки утверждали, что Кауниц все же совершал с ними половой акт до наступления их 14-летия. Например, показания Луизы Абек, 13 лет, падчерицы часовщика: «В 8 часов я пришла к господину графу, который еще лежал в постели. Он пообещал мне сделать меня счастливой, если я отдам ему свою девственность. Потом он потребовал лечь рядом с ним, и я послушалась. Господин князь поднялся и встал у края кровати, положил мои ноги к себе на плечи и засунул свой член в мою @@@....»

Там в документах много таких свидетельств, не буду больше цитировать. Также опущу показания Кауница, что он делал с балеринами помимо полового акта, по каким девичьим частям тела и чем он водил, чтобы раньше времени не нарушить их девственность.

Ни в одном случае не было установлено применение физического насилия к жертвам с его стороны. Князь обычно использовал метод подкупа. Описания подарков, материальных благ и денежных сумм, которым расплачивался педофил, занимают многие страницы в судебных документах.

Через несколько дней после ареста Кауница несколько его родственников аристократов (граф фон Врбна, князь Клеменс фон Меттерних...) подали петицию об освобождении его до суда - «для сохранения чести князя Кауница и его семьи». И самое циничное на мой взгляд: «Свидетели обвинения принадлежат к самым низким и порочным слоям, поэтому их показания нельзя рассматривать, как достоверные с точки зрения закона.»



Действительно в те времена принято было обвиняемых в чем-то дворян или других состоятельных граждан держать на свободе до суда. Предполагалось, что у них есть недвижимость и нет риска, что они бросят все и сбегут куда глаза глядят. Но в случае Кауница вмешался сам император и велел отклонить эту петицию. Кауниц остался в заключении.

Уже в самом начале процесса стало ясно, что обвиняемых здесь много. Помимо основного процесса против Кауница было открыто 15 дополнительных суб-процессов, в ходе которых были привлечены за сводничество около полусотни человек, среди них были родители многих девочек, профессиональные сводни. Даже две дворянки фигурировали, как сводни.

Некая адъюнкт-вдова Гёбель обвинила Кауница в том, что именно по его вине ее дочь Регина находится в доме сумасшедших. Мол князь обещал матери пожизненное содержание, лишил девочку девственности, в течение трех месяцев 8 раз имел с ней половую связь, а содержание платил лишь три года, после чего угрозой забрал расписку-обязательство назад. Девочка заболела и помутилась рассудком.

Старая сводня (или мать?) знакомит девушку с богатым мужчиной:


Почти все акты растления совершалось с согласия родителей и опекунов девочек, а иногда и по их настоятельному требованию.

Небольшой отрывок из документов с упоминанием происхождения некоторых девочек:
Луиза Луппи — дочь служащего,
Катарина Каничек — дочь белошвейки,
Франциска Шиллингер — дочь золотых дел мастера
Барбара и Винценция Цирирски — дочери камердинера
Франциска и Катарина Крауз — дочери кучера
Генриетта Ротманн — дочь повара


Многих удивила та легкость, с которой родители продавали самое святое и ценное - своих дочерей (совсем еще детей) 45-летнему педофилу. Судей также удивляло то, с какой готовностью и интимными подробностями дети рассказывали о том, что с ними произошло. Одна девочка, Франциска Шульц, заявила, что ей все равно, кто лишил бы ее девственности, а "господин князь" хотя бы щедро заплатил за это.

Наверное, стоит посмотреть, как  родители докатились до такой жизни....В Австрии эпохи бидермайера около 40% женщин оставались незамужними. Главной причиной были строгие брачные правила, которые диктовало общество. Если девушка-мещанка не могла похвастать ни приданым, ни внешностью, ни возможностью в будущем что-то наследовать, она рисковала остаться в девках. Она не могла выйти замуж ниже своего статуса, например, за бедного крестьянина (богатый крестьянин бы сам ее не взял). Парень из бедной семьи мог кое как пробиться в жизни сам, а вот девушка могла устроиться в жизни только через замужество. Вдовы чиновников низкого ранга влачили жалкое существование за мизерную пенсию. У них не было средств дать дочерям приданое. Также можно вспомнить (в России) Сонечку Мармеладову...Ведь социальной системы никакой не было...И возможность заработать честно у девушек была не очень большая.

Еще одна сцена сводничества молодой девушки с платежеспособным клиентом:



Тут многим родителям и приходила в голову идея отдать дочку для интимных утех богатому мужчине. Или содержанкой, или хотя бы просто продать ее девственность подороже, для них  это было лучше, чем дочка отдаст ее кому-то  бесплатно. А принцы и графы славились еще и тем, что они могли помочь своей бывшей пассии выйти удачно замуж и тем самым обеспечить ее на всю жизнь.

Примечательно, что лишь одна из 200 девочек забеременела после сексуальных действий Кауница. И это объяснимо - жертвы педофила были не старше 16 лет, то есть еще не в фертильном возрасте (менструация в эпоху бидермайер начиналась ближе к 16 годам). Он намеренно выбирал себе такой возраст — нет риска беременности или венерической болезни.



Про тогдашним австрийским законам половой акт с лицами, не достигшими 14 лет, карались тюремным заключением и штрафом. Но спустя годы трудно было с уверенностью сказать, была ли какая-то конкретная девочка действительно младше 14 лет на момент растления. Как показал медицинский осмотр, многие не были девственницами, но тут тоже трудно было доказать, что эти вина именно Кауница (Кауниц был в Вене не единственный любитель маленьких девочек).

Во время процесса Кауниц постоянно утверждал, что он благородного происхождения и по статусу гораздо выше свидетелей обвинения, поэтому верить следует ему, а не каким-то низкородным.

Тереза и Фанни Эльсслер тоже были воспитанницами детского балета Хоршельта и в детстве тоже жертвами педофила Кауница.


«Дело Кауница» не нанесло вреда их репутации. Обе сестры сделали блистательную карьеру, особенно младшая Фанни, которая была одной из выдающихся балерин-танцовщиц 19-го века. А Терезе даже удалось выйти (морганатическим браком) за принца Адальберта Прусского.

Через три месяца в сентябре 1822 года педофилу был вынесен приговор. Кауниц обвинялся в «растлении, разврате и сводничестве». Он лишался своих дипломатических постов. Ему запрещалось  появляться в Вене и надлежало отныне проживать в своем поместье в Моравии.

Через полгода в Вену пришло полицейское донесение из Брно, в котором говорилось, что Кауниц не оставил своих привычек и по-прежнему домогается юных девочек. О дальнейшей его судьбе мне ничего неизвестно. Старый педофил умер в возрасте 75 лет в Париже.

список моих статей здесь.
Tags: Австро-Венгрия, аристократы, венские истории, вокруг эротики, история быта, криминал, скандалы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments