joeck_12 (joeck_12) wrote,
joeck_12
joeck_12

Categories:

1671. Казнь ведьмы в Винер Нойштадте.

В архивах суда города Винер Нойштадт сохранились документы судебного процесса 1671 года над 60-летней "ведьмой" Афрой Шик.



В 17-м веке в австрийской деревне Шлаттен, жила пожилая женщина по имени Афра Шик....



Точный возраст ее неизвестен, но предполагается, что ей было не менее 60 лет. Как в  случае с венской ведьмой Эльзой Плайнахер хочу разочаровать тех, кто говорит не соответствующую правде ерунду, что якобы все "ведьмы" были молодыми, красивыми, и именно это было их главным преступлением перед судом. Это не так! Подавляющее большинство обвиняемых в так называемых "процессах над ведьмами" были среднего или пожилого возраста.



Афра Шик была дочерью кузнеца родом из местечка Мариацель, которое со средних веков являлось местом паломничества для католиков. Она вышла замуж за паломника и так попала в деревню Шлаттен под Винер Нойштадтом.

К 60 годам она два раза овдовела и похоронила пятерых из девяти рожденных ею детей. Две замужние дочери жили неподалеку. Один холостой сын "молотил зерно в церковном приходе". Второй сын служил наемником где-то в чужих краях.

Время было тяжелое. Еще не зажили раны кровавой тридцатилетней войны, унесшей жизни две трети населения Европы. Население терроризировали банды бродяг, воров, убийц. Особенно тяжело было семьях, оставшимся без кормильцев.

Альбрехт Дюрер "Четыре ведьмы":


Многие ошибочно говорят, что это охота на ведьм была в средние века. Нет! Большинство процессов над ведьмами пришлось на 16-17-е века, а это уже давно не средневековье, а новое время. Больше всего процессов над ведьмами произошло в период 1550-1650. В Австрии этот пик длился примерно до 1680 года...

Пожилая Афра жила одна и занималась знахарством, врачеванием. Она знала толк в травах, которыми были богаты альпийские предгорья. Из них она варила настойки и снадобья, готовила мази.



За помощью люди приходили к Афре из всех окрестных деревень. Она давала совет, как остановить кровотечение, как снять боль в суставах, заговаривала молитвами грыжу, укус змеи, зубную боль, снимала "порчу", "заговаривала" маявшихся коликами младенцев...Ее также звали принимать роды у женщин в округе и лечить домашний скот...

Хотя Афра и была уважаемой знахаркой в округе, но тем не менее многие относились к ней с недоверием. Корова перестала доиться? А не дала ли ей знахарка тайком отравы? У роженицы умер ребенок? А не подменила ли повитуха новорожденного ребенком дьявола, забрав невинное христианское дитя для своих шабашей?

Грань между дозволенным врачеванием и колдовством, между добром и злом в те времена была слишком тонка. И если Филиппину Вельзер или Анну Нойманн, занимавшихся в те времена примерно тем же, отчасти защищало их  высокое положение и деньги, то кто мог вступиться за травниц и знахарок с низов общества?

Самым ценным имуществом Афры были два стеклянных шара, которые 42 года назад ей подарил брат (по крайней мере так стоит в протоколе допроса). Брат был каменотёсом, видимо, он отшлифовал эти шары из найденного горного хрусталя. Эти шары кормили Афру много лет. С их помощью она "узнавала" причину недуга заболевшего, а также гадала.



Все это не нравилось местному управлящему, и он однажды попытался силой отобрать у женщины стеклянные шары. Летом 1671 года между ними произошел конфликт. И когда вскоре после этого с управляющим, давно страдавшим от ревматизма, по дороге домой случился паралич, и он не смог сам слезть с лошади - Афру обвинили в колдовстве. Также привлекли и ее "пособника" - 70-летнего соседа Михаэля Гзёллера. Да, какая-то немалая часть (что-то около 10%) обвиняемых в колдовстве, были вообще мужчинами, как в этой истории.

Афру Шик обвинили в сговоре с дьяволом, которому она "отдалась душой и телом". Дьявол якобы научил ее готовить "колдовскую мазь", намазываясь которой можно становиться невидимой и летать по воздуху в уединенные места, где ведьмы собираются на свой шабаш. Одна соседка заявила, что после того, как знахарка как-то "странно" посмотрела на ее корову, и та два дня доилась кровью.



Знахарку подвергли допросу с пристрастием. Сохранился протокол ее допроса от 3 августа 1671 года с ответами на 57 вопросов, поставленных судьей. Обвиняемая созналась в том, что она участвовала в шабаше ведьм, была в сговоре в дьяволом, насылала порчу на соседских коров...НО! Не надо забывать, что ответы эти выбивались путем физических и психологических пыток. Без признания обвиняемоего его нельзя было признать виновным. Но пытки при этом допускались. Абсурдно для 21-го века? Да, но таковы были юридические нормы того времени.



Это "каталог с вопросами" кроме обычных вопросов про имя, возраст, ремесло, происхождение отражал богатую сексуальную фантазию судей и составителей "каталога". Вот несколько вопросов из "каталога": Как выглядел мужской орган дьявола? Принес ли половой акт с дьяволом большее удовлетворение, чем акт с обычным мужчиной? В каких позах.... И так далее...



Оставители юридических документов для процессов над ведьмами, казалось, знали про ведьм больше, чем сами ведьмы. Вот вам список трав для приготовления мази для "невидимости": белена, вербена, пролесник, гелиотроп, скополия, папоротник - последнее растение следует собирать в ночь Святого Йоганнеса (у славян купальская ночь) - видимо, это какие-то языческие отголоски...

И самое легендарное растение  в западной культуре колдовства  - это мандрагора, которой приписывали магическую силу. Это "цветок ведьм", родственница белены и беладонны.

Излюбленный метод пыток - тиски для пальцев:


Процесс против "ведьмы" Афры Шик и ее соседа "колдуна" Михаэля Гзёллера проходил осенью 1671 года в земельном суде Винер Нойштадта. Вот вам опровержение следующего мифа: это не обязательно была Святая Инквизиция или церковный суд! Мирские суды тоже вели процессы над ведьмами, как и в этом случае. И протестанты не отставали от католиков!

Каким-то образом несмотря на пытки и несколько месяцев заточения в подземелье Афре Шик удалось не очернить своих близких. По какой-то причине  положительная письменная "характеристика" знахарки окрестными землевладельцами не была принята судом во внимание.

Афру Шик и ее "пособника" соседа Гзёллера приговорили к смертной казни через сожжение на костре. Но сосед умер от пыток еще в заточении.



11 декабря 1671 года у венских ворот крепостной стены города Винер Нойштадта состоялась казнь "ведьмы" Афры Шик. Чтобы она долго не мучалась, на шею ей повесили мешочек с порохом....

Около деревни Шлаттен/Бромберг, где жила Афра, есть так называемая "ведьмина тропинка" (Hexenweg). Три километра длиной, по живописной местности, оборудована инфостендами про историю охоты на ведьм, скамейками, простыми спортивными приспособлениями для завлечения маленьких детей.


Меня удивляет умение австрийцев сделать из всего туристическую цель. Пусть не всемирно известную, но для своих местных хотя бы. Раскопают в архивах отголоски какой-то давней истории, упакуют ее увлекательно, напечатают рекламную листовку для окрестных турагенств, отелей, санаториев, схема проезда - и пожалуйста, молва уже пошла...Народ тянется...



И не в финансовой выгоде дело (это нетуристическая глухомань). Это и движение на свежем воздухе, и познавание нового, и пробуждение интереса к истории родных мест.

А это дерево при жизни небось саму Афру помнило:


И я прошла по этой тропинке.
Стенды вдоль тропинки посвящены теме  "охота на ведьм" и про жизнь региона в 17м веке.



Для детей:




Купила в прошлом году на барахолке (кто знает "день района Нойбаугассе" два раза в год) всего лишь за 1 или 2 евро толстенную историческую книгу 1994 года про процессы над ведьмами, со статистикой, анализом по регионам, отдельными биографиями. Может, написать что-то оттуда?

Спискок моих историй здесь.

Tags: Австрия, ведьмы, женские профессии, женщины, интересные судьбы, история, новое время, ужасы прошлых веков
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Featured Posts from This Journal