Previous Entry Share Next Entry
Реалии СССР в дневнике советской школьницы.
kgb
joeck_12
Листаю свои старые школьные дневники....У меня их сохранилось их четыре (с 1980 по 1986). Все-таки мало в какой стране история и реалии нашли такое отражение в школьных записях/дневниках, как в СССР....






Учебный год начинался с трехнедельной уборки урожая в подшефном колхозе:



А вот тут я на уборке урожая в колхозе в кого-то морковкой бросалась, за что и схлопотала выговор:



А может, норму по сбору урожая не выполнила?...Уже не помню...А  вот тут  я oписала свои воспоминания о студенческой картошке в СССР.

На классных часах мы часто изучали материалы очередных съездов и пленумов КПСС. Но «изучали», пожалуй, громко сказано...Просто, насколько я помню, все 45 минут ученики читали эти материалы по очереди вслух из газеты (ну кто помнит – тогда в газетах эти материалы печатались вместо новостей, газета с материалами съезда могла быть по 20-30 листов). А классный руководитель тем временем сидела за задней партой и проверяла тетрадки. Читать можно было как угодно – внятно, не внятно, тихо, громко, с выражением или без. Главное было – не кривляться при этом. Иначе учительница подавала голос с задней парты, чтобы мы относились серьезнее к такому важному делу.




Ленин был в школьной программе повсеместно...
 
Само собой на уроках русской литературы:



И на уроках белорусской литературы тоже:




И даже на рисовании:



И даже на уроках английского:




А также на классных часах мы изучали воспоминания супруги, сестры и соратников Ленина о том, как он учился и трудился:




Вообще упоминание о Ленине мелькает в моих школьных дневниках начала 80-х годов очень часто. Это было только несколько примеров...

На уроках истории изучение продовольственной программы занимало немало времени (по крайней мере у меня в дневнике аж три недели подряд стоит тема "Продовольственная программа"по истории):



Не было ли это связано  как-то с тем, что магазины в 80-х опустели и начались перебои с продовольствием? Это осень 1982 года судя по дневнику...

Вообще у меня из всех школьных преметов самые худшие впечатления о преподавании истории. Другие предметы - математика, физика, русский и белорусский язык у нас преподавались неплохо. А вот история была в школе сильно заполитизирована и скучна. Хотя я очень ее люблю и после школы много читаю на исторические темы.


Ну а эту дату все тогдашние школьники помнят:



Считаю, что очень благородно по отношению к народу поступили организаторы похорон Брежнева, что назначили это мероприятие на понедельник 15 ноября. А то ведь могли подляну подложить и на воскресенье назначить!!! И тогда всем пришлось бы свой законный свободный день смотреть похороны. Помню, что нас, девочек, больше всего интересовало, как выглядит жена Брежнева, мы именно ее высматривали среди присутствующих на похоронах.


А помните Лену и Бориса Стоговых из учебника английского Старкова и Диксона?


(тут я, правда, строчки в дневнике перепутала, задание по английскому в алгебру записала)


Вот тут долго думала, кого же на букву «б» вызвал Міколка??? Но потом догадалась, что это «Міколка ВЫЗВАЛяе (наверное) бальшавікоў»? Или кого там он вызваляў(спасал)? Мне повесть про Миколку-паравоза очень нравилась. Мне казалось это таким романтичным – жить в вагоне.



А еще с интересом прочитала "Правила для учащихся" в начале дневника. Не помню, чтобы мы их когда-то раньше читали. "Слушайся родителей, хорошо учись, будь примером для младших, дружи с товарищами..." А для учеников старших классов: "Готовь себя к защите Советской Родины, выполняй нормы социалистического общежития...". С одной стороны все это правильные хорошие слова, спору нет. Но с другой стороны...Какая-то показуха. Неужели такие прописные истины надо писать в дневниках? Это в голове должно быть, это продукт воспитания. Ведь написать - это не значит, что все эти правила сразу начнут автоматчески выполняться.

Tags:

  • 1
с интересом посмотрела, т.к. в школе застала только октябрят, и тех слабо помню.

2 недели в колхозе - это еще по-божески. Нас на месяц засылали с 4-го класса

у нас колхоз был под боком. Пешком ходили. Наша же школа на окраине города была.

Замечательная подборка!
Ещё впечатляет, что так много записей о домашних заданиях сделано! Олличницей были?

ага. Отличницей. Но поболтать любила, поэтому много выговоров и замечаний

Your post has been published on LJTimes

LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes

А что в 1982 были фломастеры?

да. "Доставали" - сами понимаете...Это были мои первые фломастеры. Как сейчас помню - шесть штук в прозрачной упаковке, серого цвета и только колпачки разноцветные.

мне фломастеры и тетрадки "лащеные" из Москвы привозили, в Минске не было ни того ни другого

оооо...тетрадки мАсковские!!!!!! Мечта. Я их только для черчения берегла - на шершавых тетрадках Добрушской фабрики ничего стереть нельзя было, сразу дырка.

О, какие живые воспоминания! В школьные годы окунулась.
Я училась в английской спецшколе, мы на английском языке заучивали целые куски о съездах, о КПСС, о комсомоле, о новых программах партии. В итоге, когда после школы я впервые встретилась с иностранцами и заговорила по-английски, то сразу поняла, что могу с закрытыми глазами рассказать о Young Communist League во всех подробностях, но никак не могу вспомнить как будет по-английски слова "одежда" и "одеяло", а также другие нормальные бытовые слова. Пришлось в срочном порядке наверстывать напрочь забытую и не очень важну с точки зрения советского образования лексику, ведь она же "мещанская" и не имеет духовной подоплёки:))

в спецшколе тоже по Старкову и Диксону учились?
Диксон по-поему был урожденный англичанин. То ли британский коммунист, живший в СССР, то ли еще что-то. Но учебники английского (для обчных школ) были жутко выхолощенные и упрошенные

Я не помню какие были учебники. Наши учителя были творческими и очень энергичными, они сами готовили массу материала.

Так и теперь школьников не учат РАЗГОВАРИВАТЬ с иностранцами.
Тоже темы зубрят, однако..

Да, методика прежняя. А в принципе, ни тогда, ни сейчас не было необходимости научить общаться. В советские времена вообще не было мотивации учить иностранный язык, ведь встретиться с иностранцем или поехать за границу не светило.

Я с 1982го учился, не помню такого обилия партия-related чтений у нас в Сибири.
Хотя были сборы металлолома и макулатуры, и дефицит жратвы нарастающий. И политинформации, но там не про сьезды, а про судьбы народов Гондураса и Никарагуа.

документы не дают забыть. Я училась с 1976 года. Про начальную школу помню плохо, наверняка про партию и съезды самых мелких много не грузили. Недавно приобрела "Родную речь" 1976 года - это то самое издание, по которому мы читали во 2 классе. Открыла - и нахлынули воспоминания. Там Ленину-Крупской-матери Ленина и околореволюционной теме довольно много места уделено.


учился с 79го про серъезные вещи типа партийные съезды нас особо не душили, газет читать не заставляли, а вот про Гондурас, лениниана и прочие идейные вещи было, но без фанатизма, на уроках французского Новель де Моску (московские новости) было, но когда в 87м пошел в техникум, у нас историца была член партии и фанатичная коммунистка, это был ппц, апрельские тезисы надо было законспектировать т.е. переписать в полном объеме, а это нормальная брошура, кто в курсе и потом рассказать что ты понял из этого бреда. Благо история закончилась на втором курсе вроде, а обществоведение она не вела у нас, а когда госы пошли развал союза был, ей уже наверное не до нас было

Интересно :) У меня тоже где-то завалялся дневник. Правда из 1975-76 года... Надо тоже такой экскурс совершить. Спасибо за идею :)

в день похорон горячо любимого и глубоко уважаемого таварышча Леонида Ильича Брежнева мы собрались компанией у одного нашего одноклассника попить винца... как-то все очень аполитично произошло.. и тут звонит папашка одного из нас - начупр в министерстве среднего машиностроения..... сын - враз ослаб в коленях, с трудом подошёл к аппарату....И тут папаня ему мозги вправил, а заодно и нам, а заодно и старшим товарищам: ВЫ ЧТО!? СТРАНА В ТРАУРЕ, А ВЫ ГУЛЯНКУ ТАМ УСТРОИЛИ!!!!!!!!!!!!!!!!!! И хотя самый старший из нас все объяснил, мол не шумим, мол, манифест Маркса читаем шёпотом, мол уже допиваем и разойдемся по одному, мол телевизор не громко включен - настроение пропало...
Череда этих смертей-вождей, когда уже начал налаживаться конвейер, в душе вызывала странное чувство - как будто все время понедельник, что ли...ё-маё...
А ведь будут бабы причитать - и на кого ж ты нас оставил...и по телику будут показывать...и дрожащим голосом белорусский левитан вещать будет....и линейку в школе очморенные педаго-ги проведут....
вообщем, восточнее Буга - время никак не разгонится....
или нам жалко расставаться со своим коллективным бессознательным?

когда Брежнев помер, я в 4м классе был был, с новостями тяжело было и в день смерти, ползли слухи -вроде как бы его нет и я очень хорошо помню, вечером мать отправила выносить мусор было около 9ти и возвращаясь обратно, в окне соседа увидел программу "Время" (начиналась она в 9ть часов по всем каналам) и фотографию Брежнева на экране и я все понял даже без голоса диктора, меня реально сдавило и подумал, а что же будет дальше, как же мы без Него. Во мозги выполаскали школьнику 4го класса, интересно, если Лука копыта двинет понятно, 17ть лет у кормушки и пропаганда лучше советской работает, у детей с садика он в печенках, а вот на Украине или в прибалтике скажем, там если глава государства умрет, школьники наверное не вспомнят про это через 30ть лет, потому что президентов этих не мерено было в их жизни, так что они наверное в чем то ущемлены :)

да, не повезло детишкам :-))))))))))))))))))

(Deleted comment)
мне больше всего нравится, как я детским почерком написала "Воспоминания Крупской, Ульяновой и Луначарского...."

жаль, что больше ничего не сохранилось.. А какие сочинения мы писали...Про Ленина и партию...Много лет сидит в памяти фраза из сочинения "Потому что Октябрь пришел в мир навседа!"

да... и такое образование наши совки нам впухивали и на каждом углу талдычили - наше образование самое лучше!!!! И в институтах такое - тоже гнали... А ведь то, что Вы читали в 80-Х, мы в 70-Х - тоже именно таким способом проходили.... Школа!!!! А что сейчас? Заехать в так называемую транспортную академию в Гомеле - так там до сих пор такие станки стоят в мастерских!!!!!!!!!!!!!! АКАДЭМИЯ!!!! До сих пор студентов учат НАПИЛЬНИКОМ И ЗУБИЛОМ делать поверхности из серого чугуна!!! Трактора по луне уже сорок лет назад поездили...
Осмелюсь с Вами спорить - ничего в словах о защите Советской Родины и нормах социалистического общежития хорошего нет. Иначе - совок бы не умер. :-)))

Гм. Видать, есть какая-то взаимосвязь. Пока напильником и зубилом работали - и трактора ездили по Луне. А нынче не работают - вот они там и не ездят... :)

мне кажется - все не настолько прямолинейно... :-)))

Нормальные дневники, типичные.
А я вот свои пока не нашел

  • 1
?

Log in

No account? Create an account