joeck_12 (joeck_12) wrote,
joeck_12
joeck_12

Австрия. Музей крестьянского быта в Штюбинге.

Посетила музей под открытым небом Штюбинг (Stübing) близ Граца. В Австрии он по-моему самый большой. Также он причислен к 10 крупнейших музеев под открытым небом . Награжден “знаком качества музеев” организации UNESCO.
Я была и других подобных музеях в Австрии, но этот мне больше всего нравится.

Музей раскинулся на 2,5-3 километра вдоль живописной речки Мур.










Отличительная черта – все здания оригинальные, настоящие, не “новодел”. Все они относятся к 16-18 векам. Никакого “лубка”, подкрашивания, лакирования, намеренного приукрашивания и китча для туристов. Все сохранилось в том же состоянии, “как тогда”.



На территории музея постройки стоят отдельными группами по регионам - тирольская группа зданий, штирийская группа зданий, каринтская группа зданий и так далее...



Музей получил (или приобрел?) все дома от владельцев, которые собирались их сносить. Их разобрали по доскам, привезли на территорию музея и старательно собрали заново.

В каждый дом можно войти и собственными глазами увидеть мебель и предметы ежедневного употребления прежних эпох. В домах нет никакого экскурсовода, немного жутковато находиться там одной. Каждый объект имеет номер, на сайте музея есть история каждого объекта. Есть экскурсии по отдельным темам, а обзорной по всем домам нет. Это нереально, их там около 100. Пока зайдешь с группой в каждый дом, все расскажешь и покажешь - на это несколько суток надо.

Чувство реальности...Кажется, что ты зашел в неудобное время, хозяева отсутствуют, работают на поле, но скоро вернутся домой и начнут готовить еду, что-то мастерить...



Энергетика домов невероятная... Сколько поколений видели эти стены? Сколько судеб прошло перед ними? Немыми свидетелями каких событий или даже трагедий они были?







Некоторые жилые помещения темные и неуютные. Даже в солнечный день там мрачно. А некоторые очень красивые, с побеленными стенами - от этого в помещении светло и уютно. Насколько мне известно, белить стены в домах начали относительно недавно - лет 150-200 назад. Поэтому стены в старых домах - голые бревна/доски. Но наверняка еще зависело от финансового положения семьи, ведь уютность и красота стоили денег.

Маленькие окна были распространены, потому что стекло было дорогое, а также чтобы в доме тепло сохранялось. Но опять же - в домах победнее. Богачи имели деньги не только на стекла, но и на всякие витражи.




Сельская школа (примерно 1800 год). В конце 18-го века в Австрии императрицей Марией-Терезией было введено обязательное начальное образование для всех слоев населения обоих полов. Правда, в школу сельские дети ходили чаще зимой, когда работы по хозяйству было поменьше. А на образование девочек крестьяне смотрели вообще снисходительно - зачем оно ей? Научилась читать-писать и хватит. Это было в конце 18-го века. Но прошло еще немало десятилетий, прежде чем власти реально добились, чтобы действительно ВСЕ дети заканчивали начальную школу.

Учитель жил в боковушке при школе, а родители были ОБЯЗАНЫ снабжать его продуктами.

Слева умывальник, справа счеты. Из-за дороговизны бумажных тетрадей ученики писали мелом на индивидуальных грифельных досках, а потом стирали тряпкой.



На доске надпись "Anna ißt einen Apfel" шрифтом "куррент" (готический курсив), которому учили детей писать вплоть до середины 20-го века.

Дом из провинции Тироль (год постройки -1674):







Дом крестьянина из провинции Штирия (построен в 16 веке):














Дрова лежат сверху на "полке":





Маслобойка:



Допотопный пол  ужасного качества...



Дом придунайского региона (16 век):



Это дом и подворье зажиточного крестьянина.







На переднем плане видны детские ходунки:



Дом из Тироля (16 или 17 век):

Поля на территории музея чем-то засеяны:



Дом поближе:







"Прихожая":



Внутренний двор:



В это устройство впрягали какое-нибудь тягловое животное, которое ходило по кругу, таким образом перетирали орехи, ягоды и т.д...



Типичный дом из Штирии с зелеными ставнями (зеленый цвет это цвет земли Штирия, которую еще называют«зеленым сердцем Австрии» из-за многочисленности лесов):



В давние времена в альпийском регионе основным способом заготовки мяса было вяление. Вот эта 400-летняя печь предназначалась именно для этого.



А это печь для окуривания слив, абрикос, груш и др. Внизу огонь, вверху в деревянной части - дым.



Окуренные (сушеные) фрукты до сих пор используют для приготовления сладкого праздничного хлеба (что-то вроде пряников или коврижек).



Молотилка:



Печь для выпечки хлеба. Хлеб пекли раз недели в две и сразу много буханок. Конечно, на черствость хлеба двухнедельной давности никто не жаловался. Главное, чтобы вообще было что в рот положить.



Сеносушилка:



Зернохранилище. Зерно всегда хранили на высоте под крышей, чтобы грызуны и влажность не достали.




Сараи и другие с/х постройки :



Постройка на высоких “ногах” стояла в районе с риском затопления (мне кажется, это зернохранилище).








Кухни.

Трудно себе представить готовку в таких условиях:











Как бы меня ни привлекала старина и сельская жизнь, не хотела я бы жить в те времена в деревне. Работаешь целый день на износ, потом готовишь в таких условиях (и это еще если есть из чего!), стирать на всю ораву, ухаживать за скотиной, рожать каждые год-два, хоронить детей - а потом и самой в 40 лет отдать богу душу при родах десятого ребенка.

Спальни:



Эротическое белье:




Деревенская лавка 1900 года. Если бы не реклама, то было бы похоже на советское ”сельпо” (в его лучшие времена) – сковородка стоит рядом с башмаками.



Особенно мне нравится металлическая "винтажная" касса. Сейчас бутики, трактиры и магазины за такими гоняются.




Сначала подумала, это приспособление для самогоноварения.



Нет...Это так делали мази и лечебные притирки...В те времена мази делались на основе свиного жира – к нему добавляли лечебные травы или еще что-то...Потом все вместе как-то варили...


(продажа мазей)

Крыши из тростника... Для горных альпийских районов нетипично.... Но в восточных «равнинных» землях (Паннония), где много озер и тростника – в основном такие крыши и делали.



Дома из разных земель:











Свинарник:



Большие крестьянские дворы в Австрии не делились между детьми, а переходили от отца к старшему сыну. Они были не в состоянии вести хозяйство своими силами, поэтому нанимали батраков. Часто несколько. Нередко держали целую дюжину батраков обоих полов. У каждого батрака или батрачки была своя специализация - работа на поле, уход за скотиной, стирка, приготовление еды (отдельные поварихи для хозяев и батраков). Интересный факт - еще 100 лет назад в альпийских регионах до 30 % населения составляли наемные батраки.

Я нахожу тему батрачества очень интересной. Это целый ушедший мир. Это была отлаженная на протяжении веков система, в которой каждый знал свое место и которая начала разваливаться в начале 20-го века. Когда-нибудь разрожусь топиком из нескольких частей на тему батрачества в Австрии - будет не просто интересно, будет увлекательно! С фото и интересными фактами. Много сходства с явлением батрачества в Российской Империи, но и много различий - "трудовые книжки", система оплаты, иерархия и т.д...

Эта хижина - временное пристанище лесорубов в лесу. Маленькое отверстие вверху - часть импровизированной печи, дым идет вверх, и крыша не позволяет дождю погасить огонь.




Вдоль стен - лежанки лесорубов, в центре - место для приготовления пищи.



Профессия лесоруба была очень тяжелой, происходило много несчастных случаев. Поэтому эта работа оплачивалась неплохо, но к 40-45 годам они уже были больными и старыми и вынуждены были подыскивать себе другую более легкую работу. Кто не пил и не транжирил деньги, мог скопить хорошую сумму для приобретения домика.

Так делали древесный уголь (профессия угольщика практически канула в Лету). Поленья складывались горкой определенным образом, поджигались изнутри и долго-долго тлели, превращаясь в уголь.




Что-то из пчеловодства:



Мастерская по изготовлению веревок и канатов.



Забор без гвоздей.



Коврик:



“Объект   МЖ” (когда вы были последний раз в таком?):



Приспособление для резки капусты:



Кислая капуста была одним из основных продуктов питания крестьянского населения. Ее заготовляли огромными бочками, ели круглый год в разных сочетаниях. Причем бочки часто представляли собой целые "ванны" на добрую тонну капусты, вкопанные в землю.


Ремесла:





Ткацкий станок:



Кузница (печь с горном):



Мастерская бондаря:



Винный погреб с виноградным прессом:



Австрийское вино малоизвестно за пределами страны. Но в самой Австрии оно очень распространено. Виноград начали выращивать еще со времен римского завоевания.

Можно понаблюдать за традицонными ремеслами и выполнениями определенных операций. Согласно расписанию работают мастерские кузнеца, столяра, ткача, бондаря, гончара, мастерская по изготовлению конской упряжи и др. Можно поучаствовать в процессе вяления мяса, окуривания слив, выпечки хлеба, попрясть кудель, поплести веревки, изготовить деревянный "шифер" для обивки крыш, сварить мази и лекарства...

Не сумела обойти все 100 строений и заглянуть в них. Слишком много времени потребовалось бы на это. Не посетила баню (просто к корыте мылись), дом-прачечную, мастерскую самогоноварения. И приспособления, на котором делают масло из тыквенных семечек, не видела. А оно должно там быть! Штирия славится своим маслом из тыквенных семечек. Почему-то тыквы для семейек особенно хорошо растут там (может, почва такая?). Из тыкв готовят и пекут много чего, а также выжимают масло из семечек. "Штирийское масло из тыквенных семечек" это всемирно известная запатентованнная марка. Я долго не решалась его попробовать - цвет подозрительный. А потом мне очень понравился его вкус. Штирия известна своим маслом из тыквенных семечек, как Италия или Греция оливковым.




Продолжение

Tags: Австрия, сельское хозяйство, фоторепортажи из разных стран
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments